Надежда Шестакова
Конспекты дидактических игр для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДЕТСКИЙ САД».
Задачи.
1. Упражнять в сравнении двух групп предметов путем наложения, образования пар.
2. Упражнять в умении определять правую и левую стороны на себе.
3. Закреплять умение узнавать геометрические фигуры по описанию, называть признаки треугольника, четырехугольника.
4. Упражнять в ориентировке от предмета.
5. Упражнять в установлении взаимно-однозначного соответствия ( 2:1, 1:3, 1:4).
6. Упражнять в переносе знаний в игровую деятельность.
Публикация «Конспекты дидактических игр для дошкольников» размещена в разделах
7. Совершенствовать игровые умения (игровые действия, умение вести ролевой диалог, умение ролевого взаимодействия).
8. Учить способам самоорганизации (планирования игры, распределения ролей).
9. Воспитывать дружелюбие, стремление к сотрудничеству.
Предварительная работа.
• Занятия математического цикла.
• Наблюдение за работой сотрудников детского сада (воспитателей, медсестры, поваров, прачек, младших воспитателей, плотника).
• Беседы о труде сотрудников детского сада.
• Организация встреч с сотрудниками детского сада (экскурсии, традиция «Встреча с интересным человеком»).
• Использование дидактических игр о труде взрослых, математического содержания.
• Совместное изготовление атрибутов к игре.
• Беседа перед игрой с целью распределения и обсуждения ролей.
Материал. Тетрадь «Журнал посещаемости», план-схема проведения утренней гимнастики, бланки меню, бейджики с названием роли, доски, рулетки (для плотника).
Игровые роли и правила игры. В игре намечаются роли заведующего, воспитателей, младших воспитателей, поваров, плотников, шоферов. В начале игры все участники готовят рабочие места согласно выбранной роли. Заведующий (эту роль берет на себя воспитатель) выдает режим дня, организует и проверяет работу всех сотрудников детского сада. Воспитатели, выбирают бейджик, соответствующий роли, учитывают количество воспитанников в группе (кукол или детей, записывают в журнал посещаемости, проводят с детьми утреннюю гимнастику, планируют занятия и подбирают необходимый для них материал по количеству детей, рассаживают детей на занятие, заказывают поварам на полдник печение треугольной и четырехугольной формы. Младшие воспитатели выбирают бейджики, соответствующие роли, узнают о количестве воспитанников в журнале посещаемости, готовят необходимую посуду, получают у поваров пищу, рассаживают детей за столы, кормят их. Повара выбирают бейджики, соответствующие роли, составляют меню по количеству детей, готовят печение на полдник треугольной и четырехугольной формы, заказывают заведующей необходимые продукты (№6). Плотники выбирают бейджики, соответствующие роли, заменяют пол в игровом домике. Шоферы выбирают бейджики, соответствующие роли, следят за машиной привозят и выгружают продукты.
Упражнения:
Воспитатели.
- Сосчитать, сколько пришло в группу девочек, сколько мальчиков, количество записать в журнал посещаемости.
- Провести утреннюю гимнастику с детьми, показывая упражнения, ориентируясь на схему.
- Подготовить материал для рисования: по два листа бумаги и по три карандаша на каждого ребенка.
- Просит детей положить листы бумаги справа, а карандаши слева от себя, проверяет правильность.
- Записать сколко нужно печений треугольной формы, сколько печений четырехугольной формы на одного ребенка.
Младшие воспитатели.
- Посмотреть в журнале посещаемости сколько детей в группе, или посчитать.
- Поставить на столы по одной тарелке, одной ложке, одной чашке на каждого ребенка.
- Положить в каждую салфетницу по четыре салфетки.
- Разложить на каждую тарелку по одному печению треугольной формы и по два печения четырехугольной формы.
- Рассадить за столы справа от себя мальчиков, слева от себя девочек.
Повара.
- Приготовить на каждого ребенка по одному печению треугольной формы и по два печения четырехугольной формы.
Плотники.
- Сравнить доски с теми, которые надо заменить, наложив их друг на друга.
- В каждую доску забить по два гвоздя.
Шоферы.
- Рассказать по карте маршрут от склада до детского сада.
- Погрузить в машину в один ящик четыре коробки соку, в следующий ящик три пакета молока, в два ящика по одному мешку муки.
Беседа после игры.
- Кем ты был в игре?
- Что ты делал?
- Какие задания выполнял?
- Все задания выполнил правильно?
- С кем работал вместе?
- Справился ли ты со своей ролью?
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СУПЕРМАРКЕТ».
Задачи.
1. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, квадрате;
2. Закреплять умение находить геометрические фигуры в бессюжетных рисунках;
3. Развивать умение выявлять закономерности;
4. Упражнять в делении предмета на 2, 4 равные части с помощью условной мерки;
5. Упражнять в измерении предмета с помощью условной мерки, равной части измеряемого предмета;
6. Закреплять действия сложения и вычитания.
7. Совершенствовать игровые умения (игровые действия, умение вести ролевой диалог, взаимодействовать с партнером в рамках взятой роли).
8. Продолжать учить самоорганизации в игре (планирование игры, распределение ролей).
9. Продолжать формировать умения совместной деятельности.
10. Учить оценивать результат совместной деятельности как общий.
Предварительная работа.
• Занятия, дидактические игры математического цикла.
Ход игры.
Ребята, я хочу открыть супермаркет. Кто мне поможет? Но наш супермаркет будет необычным. Хотите узнать почему? Садитесь и я вам расскажу. В супермаркете будут такие отделы: «Треугольный отдел», в котором будут продаваться вещи только треугольной формы. «Прямоугольный отдел». Что в нем будет продаваться? Какие еще отделы можно открыть? (предложения детей, если дети затрудняются, можно предложить «Круглый отдел» и «Многоугольный отдел»). Кто хочет стать первыми покупателями в этом необычном супермаркете? Хорошо, уважаемые покупатели, я как директор супермаркета буду очень рада вас видеть в нем. Но мне нужны сотрудники. У нас четыре отдела, в каждом отделе будет работать по два продавца, сколько всего нужно продавцов? (воспитатель показывает на доске) (ответы детей). Кто хочет быть продавцом? (после согласия детей воспитатель раздает бейджики с названием роли и отдела). Еще в каждый отдел нам нужно по одному грузчику. Сколько всего нужно грузчиков? (ответы детей). Кто хочет быть грузчиками? (после согласия детей воспитатель раздает бейджики с названием роли и отдела). Еще я принимаю на работу двух кассиров. Кто будет кассирами? (после согласия детей воспитатель раздает бейджики с названием роли). Сотрудники набраны, теперь я как директор должна познакомить вас с правилами работы в супермаркете.
Игровые роли и правила игры:
• Продавцы и грузчики отделов обустраивают свое рабочее место: готовят витрины, прилавки, затем грузчики завозят в отдел товар той формы, которая у вас указана на бейджике, а продавцы его раскладывают по группам, например, игрушки, продукты, косметика. Если покупатели в отделе купят весь товар, вам необходимо обратиться ко мне и я помогу.
• Кассиры готовят свое рабочее место, чеки, на которых будете записывать стоимость товара (чек равен условной мерке, (показать как записывать стоимость). Каждая вещь будет стоить один рубль.
• Покупатели готовят деньги. Но раз наш супермаркет необычный, то и деньги будут необычными. Я предлагаю за треугольный товар рассчитываться треугольными рублями и т. п.
После того как у вас все будет готово, вы сообщите мне.
После того как дети подготовят свои игровые места, воспитатель предлагает им дать название супермаркету и открыть его.
Беседа после игры.
- Кем ты был в игре?
- Что ты делал?
- Какие задания выполнял?
- Все задания выполнил правильно?
- С кем работал вместе?
- Справился ли ты со своей ролью?