Елена Анохина
Конспекты занятий к рабочей программе по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (ч.2 10–17 занятия)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 10
Цель: развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация, аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.
Приветствие: Игра «Все мы здесь». стоят в кругу, держась за руки. Первый участник начинает говорить: (называет свое имя) здесь и поворачивается к соседу слева, улыбаясь при этом и т. д. Затем то же самое повторяет следующий. В конце ведущий подводит итог: “Все мы здесь”.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Что изменилось?»
Публикация «Конспекты занятий к рабочей программе по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (ч,2 10–17 занятия)» размещена в разделах
Психолог вызывает к себе 3—4 детей и предлагает ребятам запомнить, где кто стоит и во что одет, затем просит всех закрыть глаза и ставит ребят в другом порядке, изменив что-то в их одежде. Дети должны определить, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Придумать верный ход муравья на 12-клеточном поле) .
4. Игра «Почемучки».
Психолог предлагает детям поиграть в игру «Почемучки» : задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, психолог демонстрирует несколько вариантов, например: «Для чего дети ходят в школу? д/с?», «Почему взрослые работают?», «Для чего нужен детям, взрослым велосипед?» и т. д.
Психолог учит детей задавать простые и сложные вопросы, затем предлагает игру «Незаконченное предложение». Он проговаривает начало предложения, а дети завершают.
Если человек добрый, то он…
Если человек злой, то он…
Люди строят дома, чтобы…
Дети ходят в д/с, чтобы…
Милиционер остановил машину, чтобы…
Мальчик смеется, потому что…
Если помогать маме и папе, то…
В дом пришли гости, друзья, потому что…
Дети могут ссориться, потому что…
Если долго смотреть телевизор, то…
Релаксация: «Спаси птенца».
Прощание: Игра «Огонек, гори». Встаньте поближе друг к другу в кругу, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем тоже самое проделайте и с левыми руками. Раскачивая руки вверх-вниз, дружно произносим слова: “Раз, два, три! Огонек гори!”. Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Почувствовав тепло, садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: “Спасибо! До свидания!”.
Занятие 11
Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, произвольности, внимания, памяти, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Приветствие: Игра «Имя и цветок». Каждый участник по кругу, перебрасывая мяч, произносит свое имя и называет свой любимый цветок.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагают назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы, находящихся в помещении.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди второй верный ход гусеницы при известном первом).
4. Игра «Будь внимательным».
Детям предлагается небольшой текст из книги, в котором нужно зачеркнуть букву «0».
Релаксация: «Солнечные лучики».
Прощание: Игра «Тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и т. д. посмотрим, как мы дружно сработаемся.
Занятие 12
Цель: развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи.
Приветствие: Игра «Комплименты». Каждый участник по кругу, перебрасывая мяч, говорит что-нибудь приятное соседу слева.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Четыре стихии».
Дети свободно перемещаются по комнате, по сигналу психолога:
«Земля» — опустить руки вниз «Вода» — вытянуть руки вперед
«Воздух» — поднять руки вверх
«Огонь» — вращение кистей рук перед грудью.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди два хода гусеницы при известной начальной и конечной клетке).
4. Игра «Запомни картинки».
Психолог предлагает поиграть в «запоминалки». Нужно запомнить все картинки. Как лучше это сделать? Дети с помощью психолога осваивают алгоритм запоминания:
а) запомнить группы картинок: «одежда- транспорт»;
б) запомнить по подгруппам : зимняя-летняя одежда, пассажирский-грузовой транспорт ( проводятся игры: «Что изменилось?», «Какой группы картинок не стало?», «Какой картинки на данную тему не стало?»;
в) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (психолог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-нибудь из детей назвать все группы и подгруппы, другому — картинки на тему «Одежда», третьему — «Транспорт», затем просит назвать картинки в случайном порядке.
В заключение дети должны назвать все картинки. Победителя награждают медалью «Самый лучший запоминальщик».
Релаксация: «Солнечные лучики».
Прощание: Игра «Я тебе желаю». Участники по кругу передают мяч и говорят пожелание своему соседу.
Занятие 13
Цель: развитие произвольного внимания, запоминания, логического мышления, речи.
Приветствие: Игра «Ветер дует на тех, кто…».
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Повторяем друг за другом».
Один ребенок называет какое-нибудь слово, другой повторяет его и называет свое и т. д. ; и так до 7—8 слов. В случае затруднений психолог оказывает помощь. Игра должна проводиться энергично, без длительных пауз.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди два хода гусеницы при известной промежуточной клетке).
4. Игра «Продолжи предложение»
Мама пошла в магазин, чтобы…
Я пойду в школу, потому что…
Девочка заболела потому, что…
Я хожу в д/с потому, что…
Если гулять под дождем, то…
У Кати новое платье потому, что…
Если на улице мороз, то…
Релаксация: «Солнечные лучики».
Прощание: Игра «Мне пригодится». Дети прощаются друг с другом и говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии.
Занятие 14
Цель: развитие абстрактно-логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи, формирование умения устанавливать связи между понятиями; умения действовать в коллективе, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности.
Приветствие: Игра «Мое имя и мой любимый персонаж». Каждый участник по кругу произносит свое имя, имя литературного героя, который ему нравится и три качества этого героя, которые он считает в нем главными.
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Что изменилось?»
Дети становятся полукругом. С помощью считалки выбирается водящий. Психолог предлагает ему внимательно посмотреть и запомнить, кто где стоит. Затем водящий поворачивается к детям спиной. Психолог в это время помогает детям поменяться местами. После сигнала водящий угадывает, что изменилось. Игра повторяется 3—4 раза.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди два неверных хода муравья вместе).
4. Игра «Что кому?».
Примерные виды заданий:
1. Лошадь – жеребенок, а корова (пастбище, рога, молоко, теленок, бык);
2. Яйцо – скорлупа, а картофель (курица, огород, капуста, суп, шелуха);
3. Ложка – каша, а вилка (масло, нож, тарелка, мясо, посуда);
4. Ухо – слышать, а зубы (видеть, лечить, рот, щетка, жевать) и т. п.
5. Игра «Один и много»
Педагог называет предмет в единственном числе, а детям предлагает назвать слово так, чтоб получилось много.
Релаксация: «Воздушные шарики»
Прощание: Игра «Я тебе желаю». Участники по кругу передают мяч и говорят пожелание своему соседу.
Занятие 15
Цель: развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов.
Приветствие: Игра «Комплименты».
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Непрерывный рассказ».
Психолог предлагает сесть в круг и сочинить рассказ о зиме (весне) по следующему правилу: каждый говорит по одному предложению. Начинает он сам, взяв в руку «говорящую палочку», которую потом передает следующему ребенку по кругу; дети передают ее друг другу. Психолог записывает их предложения, потом читает весь «рассказ».
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди два хода муравья по известным начальным и конечным клеткам).
4. Графический диктант «Зонт»
Релаксация: «Воздушные шарики».
Прощание: Игра «Попрощаемся по-разному». Ведущий предлагает участникам попрощаться разными способами. Каждое прощание не должно повторяться.
Занятие 16
Цель: развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.
Приветствие: Игра «Зеркало».
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Запомни слова парами».
Кошка-молоко, мальчик-машина, стол-пирог, дерево-листья, тетрадь-карандаш.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди верные одиночные ходы гусеницы и муравья).
4. Игра «Что запоминали?» (см. задание 2)
Психолог называет первое слово, дети — второе.
5. Игра «Слова-неприятели».
Детям предлагается сказать слова «наоборот» (подобрать антонимы).
Релаксация: «Воздушные шарики».
Прощание: Игра «Ласковое море». Дети встают в круг и на память о прошедшем занятии дарят улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день.
Занятие 17
Цель: развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти к внимания, речи.
Приветствие: Игра «Подарок группе».
Основная часть:
1. «Гимнастика для мозга».
2. Игра «Закончи предложение».
Психолог предлагает детям угадать конец фразы. Отгадывает тот, кому ведущий бросает мяч. Примеры:
- Дети ели ка…
- В лесу растут гри…
- На столе лежат бумага и кра…
- В саду растут цве…
- Зимой бывает хо… и т. п.
3. Игра «Как гусеница и муравей в гости ходили». (Найди первый ход в сочетании ходов гусеницы и муравья).
4. Графический диктант «Кораблик»
Релаксация: «Воздушные шарики».
Прощание: Игра «Спасибо за приятный день». Все стоят в кругу, один в центре. Первый к нему подходит и говорит, взяв за руки: “Спасибо за приятный день”. Затем подходит следующий ребенок и, взяв любого из круга за руку, говорит тоже самое. Последний круг замыкает.