Елена Анохина
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (рабочая программа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Публикация «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (рабочая программа)» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, специалисты, как правило, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной. Однако возникает ряд вопросов. Что в первую очередь необходимо развивать у будущего первоклассника? На что надо обращать внимание и педагогу и родителям, готовя ребенка к школе?
Несмотря на множество подходов, существующих в психологической литературе, и рекомендаций, чем заниматься с детьми в последний год перед школой, учителям и родителям все труднее выделить главное в подготовке ребенка к школе. Поможет разобраться в этой ситуации схема В. А. Ганзена, в которой он условно отобразил в ви де блоков разные сферы психической деятельности человека, выделив познавательную, мотивационную, волевую и эмоциональные сферы.
В. А. Ганзен, подчеркивая, что психика – динамическая система, считает, что ее «входом» являются ощущения, которые сопровождаются эмоциональной оценкой, а «выходом» - дейcтвия и речь.
Как видно, необходимо прежде всего уделять внимание развитию эмоциональной и волевой сферам. С этой целью в структуру занятий включены ритуалы приветствия, прощания и релаксационные паузы. Используемые для этого игры направлены на эмоциональное развитие детей, помогают им контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. Релаксационные паузы позволяют ребенку снять эмоциональное напряжение после занятия и способствуют формированию навыков саморегуляции поведения.
Программа рассчитана на один учебный год.
Занятия направлены на психомоторное развитие, развитие познавательной активности, интеллекта, развитие речи, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития. Психомоторное развитие ребенка является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В связи с этим, в программу включена «Гимнастика для мозга», в которую входят упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, глазодвигательные и др. При регулярном выполнение перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушарии головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Упражнения «Гимнастики для мозга» сориентированы на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на психомоторное развитие, речи, познавательных процессов и творческого мышления. «Гимнастику для мозга» необходимо выполнять перед обучающими мероприятиями.
Учитывая, что ведущая деятельность дошкольника – это игра, в программу занятий включена интеллектуальная игра А. А. Зак «Как гусеница и муравей в гости ходили». В процессе этой игры развиваются мышление, память, произвольность. Игровая ситуация усложняется от занятия к занятию. Игровые задания строятся из того расчета, чтобы и мелась возможность использования разных способов их успешного выполнения – это позволяет ребенку проявлять инициативу в поиске путей достижения цели, способствует развитию у ребенка интеллектуальной гибкости, возможности с разных сторон посмотреть на одну и ту же ситуацию.
С целью развития графических навыков, в программу занятий включен графический диктант. Он также развивает у ребенка орфографическую зоркость, внимание, ориентировку на пространстве листа.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, можно выделить следующие основополагающие идеи:
• создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
• формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
• развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
• формирование психологической готовности к школе.
Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
• снятие психологического стресса перед школой;
• развитие любознательности как основы познавательной активности;
• развитие интеллекта, творческого воображения;
• формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике.
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по подгруппам. В каждой группе не более 10 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Количество занятий: 20.
Структура занятия:
[/b]
• Ритуал приветствия
• Основная часть
• Релаксация
• Ритуал прощания
Критерии отбора детей:
В начале учебного года проводится психологическая диагностика, в процессе которой определяются:
• Возможности речевой и зрительной памяти (методика «9 слов», «Картинки»);
• Уровень речевого развития («Пятый лишний», речевые антонимы, «Классификации», «Простые аналогии», «Исправление фраз», «Восстановление предложений», «Завершение предложений»);
• Уровень мышления (визуальные аналогии, визуальные классификации, интуитивный визуальный анализ-синтез);
• Уровень внимания (тест Кеэса №1);
• Уровень моторно-зрительной ориентации (Гештальт-тест Бендер);
• Исследование мотивационной готовности к школе (методика Виноградовой).
Критерием отбора являются показатели ниже среднего по трем и более параметрам.
Тематический план
№ занятия Цель занятия
Занятие 1 Подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.
Занятие 2 Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, произвольности, внимания, памяти, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Занятие 3 Развитие фонематического слуха, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.
Занятие 4 Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, слухового внимания, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев.
Занятие 5 Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование графических навыков, способности действовать в соответствии с инструкцией, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.
Занятие 6 Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.
Занятие 7 Развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, слуховой памяти и слухового внимания, коммуникативных способностей, графомоторных навыков, наглядно-образного мышления.
Занятие 8 Развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей. обобщения, словесно-логического мышления.
Занятие 9 Развитие устойчивости внимания, произвольного запоминания посредством приема группировки, наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности.
Занятие 10 Развитие идентификации, мыслительных операций (обобщение, классификация, аналитико-синтетической деятельности, умения устанавливать причинно-следственные связи, произвольного запоминания посредством приема группировки.
Занятие 11 Развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, пространственных представлений, произвольности, внимания, памяти, творческого воображения, коммуникативных способностей.
Занятие 12 Развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, образных представлений, речи.
Занятие 13 Развитие произвольного внимания, запоминания, логического мышления, речи.
Занятие 14 Развитие абстрактно-логического мышления, любознательности, произвольной памяти и внимания, речи, формирование умения устанавливать связи между понятиями; умения действовать в коллективе, способствовать расслаблению, восстановлению работоспособности.
Занятие 15 Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, речи, волевых процессов.
Занятие 16 Развитие произвольной памяти и внимания, логического мышления, воли, умения действовать согласно правилу.
Занятие 17 Развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти к внимания, речи.
Занятие 18 Развитие наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.
Занятие 19 Развитие наблюдательности, логического мышления, произвольной памяти, внимания, речи.
Занятие 20 Развитие наблюдательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.
По окончании прохождения программы проводится повторное тестирование.