Оксана Скрябина
Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе для решения задач
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи по математике учат мыслить ребенка самостоятельно.
В подготовительной группе перед воспитателем стоит новая задача - научить детей составлять и решать простые арифметические задачи.
Обучение строится на основе проведенной работы. Дети должны хорошо усвоить такие темы, как количество и счёт, состав чисел из единиц и из двух меньших чисел. Обозначение числа цифрой.
* Игра с кубиком «Кто быстрее накормит своего питомца». Закрепляет счёт и цифры.
Публикация «Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе для решения задач» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2024
Подготовку к решению задач следует начинать с обогащения и расширения практического опыта детей, ориентировки их в окружающей действительности. Детей нужно ввести в ту жизненную ситуацию, в которой приходится считать, решать арифметические задачи. Причем эти ситуации не следует на первых порах создавать искусственно (их создает сама жизнь, на них лишь следует обращать внимание детей.
«В группе много ребят. Вошло ещё несколько. Больше или меньше стало ребят? Почему?» Надо так организовать игровую и практическую деятельность детей, чтобы, они являлись непосредственными участниками этой деятельности, а также наблюдая, они сами могли делать вывод в каждом отдельном случае: увеличилось или уменьшилось число.
На этом этапе взрослым необходимо, прежде всего, помочь ребенку ПОНЯТЬ условия задачи. Пусть он перескажет ее своими словами или изобразит схематично. Это важнейший этап — его нельзя пропускать. Необходимо учить детей составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие, знакомить со случаями, когда к большему прибавляют меньшее число и когда вычитаемое меньше остатка. Начинать обучение надо с задач на сложение и лишь затем переходить к задачам на вычитание. При этом сначала слагаемым или вычитаемым является число «один». Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.
Для успешного решения задач необходимо познакомить детей со схемой. Схема помогает ребёнку увидеть и понять задачу.
* Схематичное изображение задач.
Следует начинать с более простых схем.
Продолжая учить детей составлять задачи необходимо научить понимать значение знаков «плюс» (+, «минус» (–, «равно» (=).
Карточки.
Знак + используют для обозначения сложения. Плюс-знак добрый, он прибавляет и всего становится больше.
Я плюс и этим я горжусь, я для сложения гожусь я-добрый знак соединенья и в том моё предназначенье. А этот «крестик» каждый знает:
Сложить он цифры помогает.
Ответит каждый карапуз,
Что этот знак зовётся ПЛЮС!
Знак – минус используют для обозначения вычитания. Я-минус тоже добрый знак ведь не со зла я отнимаю я свою роль лишь выполняю. Я знак для вычитания всегда смогу понять, где нужно что отнять. Отнять моя работа уменьшить вычесть что-то.
Он любит цифры отнимать
И всё на свете отрицать.
И чтобы в счёте мы не сбились,
Поможет знак с названьем МИНУС!
Я самый дружный в мире знак, я всех всегда равняю. Я всех всегда мирю, ни про кого не забываю. Две палочки напишут дети
И что получится в ответе,
Ведь каждый выучил давно,
Как пишется тот знак: РАВНО!
Особо нужно подчеркнуть необходимость числовых данных. Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитатель намеренно опускает одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число. Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, можно предложить детям задачу, выпустив при этом одно числовое данное: «Сережа держал в руках четыре воздушных шарика, часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Сережи?» Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указано, сколько шариков улетело, опять детям предлагается исправить ошибку.
* Необходимо детям показывать наглядные примеры.
На шнурок надели 2 бусины, а потом ещё несколько бусин. Сколько стало бусин?
Основными элементами задачи являются условие и вопрос. А структура задачи включает четыре компонента : • условие • вопрос • решение • ответ
Наглядно структуру задачи хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из компонентов, то пирамидка не соберется, детям будет видно, что они допустили ошибку. Детям надо объяснить, что решать задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Одним из важнейших компонентов обучения решению арифметических задач является формирование умения рассуждать. Воспитатель учит детей объяснять, что известно и что неизвестно в задаче, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи, какое арифметическое действие нужно выполнить для получения ответа на вопрос задачи. В результате организованных упражнений ребенок овладевает умением составлять простые арифметические задачи, различать условие и вопрос, выделять числовые данные, устанавливать отношения между ними, правильно выбирать и формулировать арифметическое действие, находить его результат и давать развернутый ответ на вопрос задачи.
Формируя умение составлять задачи, необходимо использовать опыт наблюдений детей за окружающим, рассматривание картин, действий с предметами и игрушками, то есть учить составлять задачи на наглядной основе (задачи-драматизации и задачи-иллюстрации)
* Картина. (Составить задачу по картине).
"Сережа поставил в гараж одну машину. Оля поставила еще одну. О чем можно спросить в задаче?" (Сколько всего машин стоит в гараже)
Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи : "Сколько автомашин поставил в гараж Сережа? Сколько Оля? Больше или меньше стало автомобилей после того, как Оля поставила один автомобиль в гараж?".
Что бы заинтересовать ребёнка в решение задач, можно иногда использовать абсурдные вопросы. Например, начали про яблоки, а в вопросе спрашивают, сколько будет пароходов. Это повод не только повеселиться, но и четко понять структуру задачи.
При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. «С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?». Задача не получилась. Далее предложить поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько. Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, следует предложить рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи. Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные.
Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов.
Также, продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.
Например, воспитатель предлагает следующий текст задачи : «Лене я дала гусей и уток. Сколько птиц я дала Лене?»
В обсуждении этого текста выясняется, что такой задачи решить нельзя, так как не указано, сколько было дано гусей и сколько – уток, детям предлагается исправить ошибку.
Вот несколько идей, как в игровой форме научить ребёнка решать задачи :
1. Тренируйте ребёнка в выделении основных частей задачи : повторяйте условие задачи, а ребёнок формулирует вопрос.
2. Используйте игры-задачи, составленные на основании выполненных действий.
3. Закрепите в речи ребё нка математические термины: сложите, вычесть, получится, равняется.
4. Предложите ребёнку задачи с одними и теми же числами на разные действия.
5. Тренируйтесь решать внешне похожие задачи, требующие выполнения разных арифметических действий.
6. Превратите составление задач по числовому примеру в интересную и увлекательную игру, представив их как задачи-драматизации.
Решение задач педагог должен превратить в занимательное дело. Чтоб образовательная деятельность не была скучна для ребёнка, а вызывала интерес и желание узнать что-то новое. Занятие можно проводить в виде соревнования двух команд.
*«Придумай и реши задачу».
Даны карточки с цифрами, дети должны придумать задачу подставить нужный знак и ответить на вопрос.
• «Составь задачу».
Дети фломастером соединяют предметы, которые можно прибавить или отнять. Находят нужный ответ.
*Задачи на логику.
*Сколько мышей ловит кошка за неделю, если каждый день она ловит по 1 мышки?
*Когда собака стоит на задних лапах она весит 8 кг. Сколько будет весить, если встанет на четыре лапы?
*У пяти братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
* «Весёлые задачи».
«Веселые задачки»
• На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один И уселся рядом с ним.
• Утка морковку в корзине несла, Этой покупкой довольна была. Если морковку еще ей купить, Сколько их будет? Ты можешь сложить?
• Сколько бубликов в мешок Положил ты, Петушок? — Два, но дедушке дадим, И останется.
• Карандаш один у Маши, Карандаш один у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей?
• Гуляет в джунглях старый слон, И одинок, и грустен он. Но подошел к нему сынок, И больше слон не одинок.
• У домика утром Два зайца сидели И дружно веселую песенку Пели. Один убежал, А второй вслед глядит. Сколько у домика Зайцев сидит?
Слушаем задачку. А ответ лепите из пластилина.
* На полянке у дубка Крот увидел два грибка. А подальше, у осин, Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибков?
* Ну-ка, сколько всех ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, Один дожидается.
* На плетень взлетел петух. Повстречал еще там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?
* Заревели бабка с дедом: - Как теперь нам быть с обедом? Мышка по столу бежала И яичко вдруг упало.