Получи документы

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [С’]»

Елена Погодина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Звуки [С] и [С’]

Представленные методические материалы имеют многофункциональный характер. Игры и упражнения, использованные на занятиях, подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики.

Занятие № 1

Тема: «Звуки «С» и «СЬ»

Цель: сформировать у детей представление о сходстве и различии звуков «С» и «СЬ».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР „Звуки [С] и [С’]“» размещена в разделах

- упражнять детей в дифференциации согласных звуков «С»-«СЬ» по артикуляционному и акустическому признаку в процессе различения их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; продолжать формировать у детей навыки словообразования и словоизменения в игровых упражнениях на материале различаемых согласных звуков;

- развивать мыслительные операции (анализ и синтез) через формирование навыка слогового и звукового анализа и синтеза слов, составление предложений из предложенных слов; развивать фонематическое восприятие посредством различения звуков, отличающихся по мягкости-твердости в различных речевых единицах; развивать слуховое восприятие, память через запоминание слов, текста;

- воспитывать интерес к учебной деятельности, желание помочь сверстникам, формировать навык самостоятельной работы и самоконтроля в процессе развивающих игр.

Оборудование: квадраты и полоски-символы; предметные картинки, картинки с изображением девочек «Соня» и «Сима», панно «Звуки в домиках»; Р/ М: карандаши, тетради, наборные полотна с символами.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед предлагает детям назвать все звуки по порядку в словах :

совок, мусор, сынок, садик, кусок, сумка, маска

2. Повторение

Дети вспоминают звук, с которым играли на прошлом занятии, дают ему характеристику, опираясь на панно «Звуки в домиках», подбирают квадрат-символ, придумывают слова со звуком «С», определяют его место.

- Логопед предлагает поиграть в игру «Замени последний звук – получи новое слово» (на звук «С»)

Пёк – пёс; лев – лес; голод – голос; труд – трус; пар – пас; нож – нос

3. Различение и выделение звуков «С» - «СЬ» в слогах, словах.

Логопед предлагает отгадать звуки, которые дети будут различать на занятии, прослушав и повторив пары слов:

сын – синяк; носы – носи; лис – лисья, весы – висит, сыпать – сито, вес – весь.

Дети превращают звук «С» в мягкий. Отмечают отличия в произношении звуков (положение спинки языка). Дают характеристику звуку «СЬ» (панно «Звуки в домиках», подбирают квадраты-символы для звуков «С» и «СЬ».

Логопед предлагает детям стать волшебниками и превратить звук «С» в слоге в звук «СЬ» и наоборот. Игровое упражнение «Поменяй звук»

пса – пся

ксы – кси

мсо – мсё;

хсы – хси;

нсю – нсу;

ксэ – ксе;

мсы – мси;

псы-псу – пси-псю;

кся-ксе – кса-ксэ

На наборном полотне предметные картинки. Дети подходят к полотну и ищут слова со звуком «С», а затем со звуком «СЬ», определяют их место в слове, называют лишние слова и объясняют, почему они лишние. Игровое упражнение «Найди картинку».

Слова: лес, апельсин, савок, остановка, бусы, гусь, такси, письмо, самолет, колбаса, нос, ваза, коза.

Работа с раздаточным материалом.

Ребята садятся на места. Логопед вносит предметную картинку девочки и предлагает догадаться, как ее зовут, соединив звуки «С,о, нь,а».

Дети с направляющей помощью логопеда осуществляют слоговой и звуковой анализ слова, используя полоски- и квадраты-символы.

- Сколько слов вы услышали? (одно) Кто такая «Соня»? (девочка) Что такое «Соня»? (имя девочки)

- Разделите на слоги слово (с помощью хлопков). Почему в нем два слога? (два гласных звука)

- Назовите второй слог, а теперь первый. Сделайте слоговую схему (положите полоски-слоги)

- Выложите слово из квадратов-символов.

Дети выкладывают звуковую схему индивидуально, затем проверяют правильность выполнения задания у соседа.

- Сколько звуков в слове «Соня»? Сколько гласных? Сколько согласных?

Миша, назови гласные звуки. Ваня, назови глухой, твердый согласный звук. Алена, назови звонкий, твердый согласный звук.

- А теперь превратите схему слова «Соня» в слово «Сима». Что такое «Сима»? (Имя девочки) Но сначала разделите его на слоги.

Дети самостоятельно преобразуют схему, помогают друг другу, исправляют ошибки самостоятельно, с помощью логопеда, а затем рассказывают, какие квадраты по счету поменяли и почему.

Физкультминутка «Протанцуй чистоговорку» Дети выделяют звуки «С» и «СЬ» утрированно. Логопед задает ритм. дети совершают произвольные танцевальные движения.

Са-са-са, са-са-са, в лесу бегает лиса;

Усь-усь-усь, усь-усь-усь, на лугу пасется гусь;

Су-су-су, су-су-су, было холодно в лесу;

Си-си-си, си-си-си, сладкий сок в руке неси.

4. Работа со словосочетанием

Логопед предлагает поиграть в игру «Преврати слово-предмет в слово-признак» Дети отвечают на вспомогательные вопросы, выделяют звук в слове-признаке («С» или «СЬ») и подбирают слова-предметы, согласуя их со словами-признаками.

Осень – значит какой? ….осенний - Что? - …день, лист, ветер, месяц…

Весна – значит какая? …весенняя – Что? - …погода, песня, одежда …

Стекло – значит какие? …стеклянные – Что? - …лампочки, стаканы, бусы …

5. Работа с предложением.

Логопед показывает детям полоску-символ предложения и предлагает составить из слов ….(Что) предложение. Слова рассыпались. Их нужно собрать в красивое предложение.

Игровое упражнение «Составь предложение из слов». Дети индивидуально составляют предложения, а затем коллективно находят в них слова со звуком «С» («СЬ»).

Спит, кот, сено, на. Стол, апельсин, со, упал. Лес, осина, растет, в.

6. Работа с текстом

Логопед вносит картинку с изображением девочки в синей одежде, предлагает внимательно послушать рассказ и ответить на вопросы, выделяя звуки «С» и «СЬ».

Сима

Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие сандалии.

Вопросы: Кто это? Сколько Симе лет? Что любит Сима? Что у нее синее? Что у Симы в косе? Что у Симы на ногах?

7. Итог занятия.

Логопед предлагает детям рассказать, что за звуки они различали, в чем самое главное их отличие. Дети называют игры, которые им больше понравились и задания, которые вызывали затруднения. Логопед хвалит детей, отмечает тех, кто справился с самыми трудными заданиями. Предлагает детям рассказать родным историю о Симе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [С’]»
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 13:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи для детей с ОНР «Звуки [С] и [С’]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Погодина (УИ 272364) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД