Мария Самойлова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по экологическому воспитанию «Грибное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
задачи: продолжать знакомство детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей: грибница, вешенка, подосиновик, подберезовик. Развивать память детей и логическое мышление. Воспитывать интерес к общению и НОД.
Оборудование: картинки съедобных и ядовитых грибов, печенья «Грибы», имитация пенька и автомобиля, алгоритмы правила сбора грибов, костюм лесовика.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по экологическому воспитанию „Грибное царство“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Ход НОД:
- Дети, вы знаете, почему после зимы наступает весна, после весны – лето, а потом осень? Это потому, что земля вращается вокруг солнца и поворачивается к нему то одним, то другим боком.
- Сейчас наступила осень, а осень – это грибная пора. Я приглашаю вас в осенний лес за грибами.
Разыгрался ветер на лесной полянке,
Закружил осинку в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и кружиться над колючей елкой.
Облетели листья клена, клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
- Дети, а какие приметы осени вы знаете? (дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся).
- Осень называют богатой, хлебосольной почему? (собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб).
- А что дает нам лес? (грибы, ягоды, лекарственные травы).
- А на чем мы отправимся в лес за грибами? (на автомобиле).
Дети садятся в игрушечный автомобиль и под веселую музыку едут в лес.
«Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес».
- Вот мы с вами и попали в настоящее царство грибов. А грибы любят играть в игру «Угадай, кто я?» Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И часто трудно бывает определить, какой же гриб ты нашел. Давайте вспомним правила сбора грибов :
• Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса, их нужно просто обойти стороной;
• Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу;
• Не раскапывать грибницу – она может высохнуть, не прикрыться листвой;
• Не собирать грибы у дороги;
• Собирать только известные грибы;
• Не срывать старые и очень маленькие грибы.
- А вот и первый гриб. (ребенок в шапочке гриба загадывает загадку).
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы… (боровик)
- Да, это боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. А еще его называют белым грибом, почему? (потому что он даже после сушки остается белым, не меняет своего цвета).
Дети подходят к следующему грибу. Ребенок в шапочке гриба загадывает загадку :
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
- Почему его так называют? (потому что он чаще всего растет под осиной).
- Расскажите, что вы знаете об этом грибе? (Он съедобный. У него прямая понка и ровная круглая шляпка).
Дети подходят к следующему грибу. Гриб загадывает загадку :
Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
- Иногда подберезовик путает с подосиновиком, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же все таки их различать? На изломе подосиновик синеет, а подберезовик остается светлым.
Дети подходят к пеньку с семейством опят.
- А вот сразу несколько грибов, целая семейка. (дети в шапочках грибов читают загадку :
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
- Какие бывают опята? (летние и осенние)
- Где они обычно растут? (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь).
- Вот как много грибов мы собрали. Давайте вместе с ними споем песню про грибы, ведь мы с вами на волшебной поляне.
- Ребята, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями : с березой – подберезовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. (воспитатель показывает детям грибницу гриба вешенка).
- Дети, это дом для грибницы корешки очень нежные и тонкие и ее нельзя перенести в другой лес на новое место и даже выращивать у себя на балконе.
- Ребята, послушайте, что стучит! Кто же к нам пожаловал? Это Старичок-Лесовичок. Он знает все лесные тайны.
Лесовик: Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили? (о съедобных).
Лесовик: А какие еще грибы есть в моем лесу? (несъедобные, то есть ядовитые).
- Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?
«А вот кто-то важный на беленькой ножке,
Он в красной шляпке, на шляпке горошки… (мухомор)
- А почему его так называют? (потому что его боятся мухи и замертво от него падают).
- А кто им лечится? (Лоси, проглатывая их целиком).
- А какие еще ядовитые грибы вы знаете? (бледная поганка, ложный опенок).
- Страшнее всего не ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов нужно бросить в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый гриб – луковица посинеет.
- А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить? (варить, жарить, сушить, солить).
- Молодцы, ребята! Много знаете о грибах. А я приготовил вам угощенье. Кушайте на здоровье грибочки, только они из муки. (Лесовик угощает детей печеньем «Грибы»).