Любовь Попова
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность : доброта, дружба, помощь, взаимопомощь.
Публикация «Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе сказки В, Г, Сутеева „Мешок яблок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Сутеев В.Г.
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- «Мешок яблок» сказка
- Темочки
Тема: Сказка В. Г. Сутеева «Мешок яблок». У доброго Зайца много друзей. Они отблагодарили Зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
Цель: осознание нравственной ценности доброты, дружбы, взаимопомощи.
Образовательные задачи :
Воспитательные
- воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;
- показать нравственно-духовное значение доброты в человеческих взаимоотношениях;
- способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе;
- стимулировать желание сопереживать персонажам художественного произведения, оценивать поступки героев;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Обучающие
- учить анализировать произведение;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту произведения.
Развивающие
- продолжать формировать умение детей внимательно слушать;
- способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
- умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Материалы: Книга со сказкой В. Г. Сутеева «Мешок яблок», большие иллюстрации к сказке.
Понятия: «видимо-невидимо», «оделить», «крынка», «тащить волоком», «обомлел», «прийти в себя».
Планируемые результаты: дети активно и с интересом участвуют в беседе, высказывают мнения, выражают свои чувства и эмоции; знают и могут объяснить понятия «видимо-невидимо», «оделить», «крынка», «тащить волоком», «обомлел», «прийти в себя». У детей происходит развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазия) и личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе).
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действий педагога Действия детей Планируемый результат
Организация на совместную деятельность «Круг» Воспитатель показывает детям мешок, предлагает на ощупь угадать, что там.
Читает детям сказку «Мешок яблок» Дети на ощупь узнают, что там яблоки.
Слушают чтение. Дети проявили интерес
Актуализация знаний детей
( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) Краткий подводящий диалог к теме:
Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев». Ответы детей. Беседа педагога с детьми.
Высказывание своего мнения.
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). - Зачем заяц отправился в лес?
- Что нашёл заяц в лесу?
- Сколько яблок он набрал?
- Что делал заяц на протяжении всей сказки?
- Каким мы видим зайца в сказке «Мешок яблок»?
- Заяц – положительный или отрицательный герой сказки?
- А кто противоположный герой? Почему?
- Какой вопрос задает Ворона в конце сказки?
-Чем закончилась сказка?
Ответы детей. Дети умеют отвечать на вопросы по тексту. Осознают нравственно – духовное значение дружбы и помощи в человеческих взаимоотношениях. Способны усвоить нормы и ценности, принятые в обществе.
Игровая ситуация Воспитатель произносит названия животных, если это животное встречается в сказке, то дети хлопают в ладоши, на остальные слова – топают. Дети выполняют действия.
Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации - Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку : радости, грусти, переживание?
- В какой момент вы переживали?
- Какова главная мысль сказки? Чему она вас учит?
Отвечают на вопросы, выражают чувства и эмоции.
Высказывание своего мнения.
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное обсуждение - Почему автор назвал сказку «Мешок яблок»?
- Что обозначают такие слова как: «видимо-невидимо», «оделить», «крынка», «тащить волоком», «обомлел», «прийти в себя»? (воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом)
• - Что нужно сделать, что бы у вас были такие же друзья, как у Зайца?
Воспитатель предлагает поработать в специально организованных центрах:
• центр познания, центр искусства, центр игры, центр конструирования. Отвечают на поставленные вопросы, проявляя устойчивый интерес, используя полученные ранее знания.
Высказывание своего мнения.
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические компоненты деятельности Центр
активности Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,
продукт
деятельности
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком).
«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познания Развивать познавательную сферу через решение проблемных ситуаций Индивидуальная работа, работа в парах Дидактические игры: «Хорошо и плохо», «Подбери противоположные слова»
Головоломки, лабиринты, разрезные картинки, схемы, модели Повышение познаватель-ной активности
Центр искусства Создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей (воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к искусству; помогают закрепить практические навыки, полученные ранее; учат анализировать, сравнивать, развивать речь детей и развивают творческое воображение.
В центре искусства дети рисуют сюжеты по прочитанному рассказу, лепят героев.
цветные карандаши, альбомы, пластилин
Сюжетные картины, портрет автора рассказа
Рисунки детей по сказке В. Г. Сутеева «Мешок яблок».
Фигурки героев из пластилина.
Центр кулинарии
Центр мастерская
Центр грамоты
Центр игры Развитие речевой активности, выразительности речи, вкуса и интереса к художественному слову, художественно-речевой деятельности.
Закрепление и уточнение словаря, развитие навыков быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов. Коллективные игры, игры в парах Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные Игры с правилами:
подвижные игры,
дидактические игры.
создание благоприят-ных условий для развития всех сторон речи
Центр конструирования Развитие сложной координации движений кисти рук, формировать способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить. Создание построек по сюжету рассказа,
Выполнение пальчиковых игр, упражнений Разные виды конструктора,
Картотека пальчиковых игр и упражнений Развитие мелкой моторики рук у детей.
Центр математики
Центр книги
Центр безопасности и здоровья
Двигательный центр
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,
действия педагога Действия детей Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация - С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Благодаря чему зайчата легли спать сытыми?
- Понравился ли вам рассказ? Ответы детей. Высказывание мнения, умение делать выводы, умозаключения.
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Воспитатель хвалит детей.
Даёт оценку творческой деятельности.
Дети подводят итоги своей творческой работы, представляют свои результаты.
Активная работа детей в центрах активности.
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор, в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
Оформление выставки книг писателя Владимира Григорьевича Сутеева
Проведение викторины по сказкам Сутеева. Выставка рисунков и поделок детей по сказкам.
Создание книги «Добрых дел».