марина тренихина
Конструкт занятия «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование Серовский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому направлению развития детей №11 «Золотой ключик»
Конструкт
совместной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития
для детей старшей группы
Воспитатель Тренихина М. Е.
г. Серов, 2021г.
Публикация «Конструкт занятия „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Цель: Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с филимоновской игрушкой.
Задачи по образовательным областям.
Познавательное развитие: Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать. Продолжить знакомство детей с историей возникновения филимоновской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о филимоновской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров.
Социально – коммуникативное развитие: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать умение договариваться, помогать друг другу; способствовать проявлению положительных эмоций.
Художественно – эстетическое развитие: Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы филимоновской росписи : Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
Речевое развитие: Развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи филимоновских игрушек, в поиске идентичных элементов.
Физическое развитие: Сохранение здоровья детей; создание условий для положительных эмоций, психоэмоционального настроя с применением здоровьесберегающих технологий
Предварительная работа:
1. Рассматривание филимоновских игрушек и беседы о них.
2. Рисование элементов филимоновского узора
3. Чтение стихов и загадок
4. Дидактическая игра «Создай узор»
Формы организации совместной деятельности и оборудование.
Вид деятельности Формы организации Оборудование
Игровая Игра с музыкальным сопровождением Магнитофон, запись русской народной музыки
Познавательно – исследовательская Решение проблемных ситуаций, презентация о Филимоновских игрушках ИКТ, сундучок, письмо
Коммуникативная Беседа
Взаимодействие с воспитателем.
Общение со сверстниками в процессе выполнения практических заданий.
Двигательная Игровые движения
Восприятие художественной литературы Прослушивание аудиозаписи: «Коробейники», «Кадриль», мелодии под балалайку, свистульки. Загадки Магнитофон, аудиозаписи Чайковского.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд Дежурство. Самообслуживание. Материалы и пособия: стаканчики, кисточки, салфетки, краски.
Изобразительная Изготовление продуктов детского творчества Шаблоны – силуэты филимоновских игрушек; стаканчики с водой; салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.
Методы и приемы.
Методы Приемы
Практический Использование шаблонов.
Демонстрация навыков и умений.
Слушание
Повторение элементов росписи
Наглядный Рассматривание, показ образца
Разъяснение, сопровождаемое показом
Просмотр слайдов
Работа со схемами (картами) филимоновских элементов
Использование ТСО
Словесный Разговор,
беседа,
художественное слово
прослушивание записей
устные инструкции по выполнению работы
ответы на вопросы
Игровой Игровая мотивация
Обыгрывание ситуаций
Ход занятия
1 этап
Организационный
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! В нашу мастерскую я пришла не с пустыми руками,
а с волшебным сундучком. Давайте, посмотрим, что у меня в сундучке!
Сундучок тот не простой,
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки
Весёлые зверушки.
Вынимаем на показ -
И ведём про них рассказ.
Воспитатель: И не просто игрушки. Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?
1. Разноцветный, голосистый
Яркий, сказочный, пятнистый,
Он как встанет поутру,
Запоет: Ку-ка-ре-ку!
2. На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не догонишь,
Ишь, как скачет: И-го-го!
3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Кони, петушки, барашки,
Все высоки и стройны,
Зелено-красные полоски,
На ногах и боках у них видны!
Воспитатель: Ребята, это не просто игрушки. Кто из вас вспомнит, как называется роспись, которой они расписаны?
Есть под Тулой деревенька - Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправится в деревню Филимонова, в мастерскую деда Филимона? Но по какой дороге нам идти? Посмотрите, у нас есть 3 пути (на полу наклеены картинки гжели, дымка, филимоновская игрушка).
Воспитатель: А почему мы пойдем именно по этой дороге? Дети отвечают, что на этой дороге нарисованы филимоновские игрушки, значит нам туда.
Воспитатель: Вот мы в деревне Филимоново и нас приглашают посмотреть небольшой фильм о происхождении филимоновской игрушки.
Презентация «Филимоновская игрушка»
2 этап
Работа над темой
В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность. Может, кто-то из вас догадался?
Дети: Длинная шея, маленькая голова.
В-ль: Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?
Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки.
В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?
Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.
В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.
В-ль: Ребята, слышите, какие красивые звуки доносятся, что же это может быть?
Дети: Свистульки.
В-ль: Правильно это свистульки. Давайте пойдем туда, откуда доносятся звуки.
В-ль: Посмотрите ребята, сколько здесь игрушек, мы добрались с вами до деревни Филимоново. Филимоновские мастера нам устроили выставку народных игрушек.
В-ль: Ребята, как вы думаете, на выставке все игрушки филимоновские?
Д/игра «Третий лишний» - дети находят на столе лишнюю - дымковскую или гжель. (ответы детей)
- А вы хотите сейчас стать филимоновскими художниками?
Повернитесь, покружитесь,
Низко – низко поклонитесь!
Ждёт нас новая игра.
Составлять узор пора!
Проверьте, все ли готово к работе?
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Теперь можем приступить к работе.
3 этап
Итог творческой деятельности
Давайте все вместе отнесем наши работы на выставку и посмотрим, что у нас получилось.
— Кто хочет рассказать о своей игрушке?
— какие элементы ты выбрал?
— какого они цвета?
(спросить 1-2 детей)
— Какие игрушки вам понравились больше всего?
— Чем понравились? (сочетанием цветов, составленным узором, аккуратностью работы)
- Понравилось вам? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья!