Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»

Елена Елисеева
Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Задачи:

учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

развивать чувство цвета и формы;

воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

Ход НОД

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка» Дети подходят к воспитателю.

- Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ. Дети садятся.

II. Основная часть

- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

- Какие эти игрушки?

- Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист. Дети свистят в свистульки

- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

- Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

- Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Проводиться русская народная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, другой -

с завязанными глазами.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами.

III. Заключительная часть

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились и почему?

- Кто такие народные умельцы?

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Да елочки мои,

Свистулечницы – бабоньки,

Игрушки-соловьи!» Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка»Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Конспект НОД по ФЦКМ «Филимоновская игрушка» Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки,.

Конспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группеКонспект занятия «Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе Конспект занятия на тему:«Лепка дымковской барыни» в подготовительной группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с творчеством.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе "Башкирский конь Акбузат". Задачи:1. - Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИ Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в младшей группе «Новогодняя игрушка» с использованием элементов ТРИЗ подготовил.

Лепка «Дымковская игрушка»Лепка «Дымковская игрушка» Конспект занятий в средней группе по художественному творчеству "лепка" " дымковская игрушка". Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской.

Лепка в подготовительной группе. Учимся лепить зайцев Конспект образовательной деятельности по области "художественное творчество": лепка в подготовительной группе Тема: Учимся лепить зайцев.

НОД «Лепка котика» в подготовительной группеНОД «Лепка котика» в подготовительной группе Непосредственная образовательная деятельность. Тема: лепка котика Задачи: образовательные – закрепление навыка лепки по частям, из целого.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 21:00
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток с детьми подготовительной группы
Прежде чем мы займемся изготовлением кукол из ниток, я бы хотела рассказать что такая работа вполне по силам детям с 5-7 лет. Изготовление игрушек из...
Психологическая игра «Чудесное путешествие в страну Права» (набор №2)
Аннотация Учебно-методическая разработка психологической игры «Чудесное путешествие в страну Права» способствует расширению педагогического...
Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход».
Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения. Задачи: - учить отвечать на вопросы по тексту; - довести до сознания детей, к чему может...
Лэпбук как инновационная технология
Нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса принято называть инновациями в образовании. Это не для кого...
Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной...
Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить понимать и использовать в речи слова в их переносном значении; - учить...