Елена Елисеева
Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление образования и развития (образовательная область) : художественно-эстетическое развитие.
Цель: создавать условия для ознакомления с народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.
Задачи:
учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;
развивать чувство цвета и формы;
Публикация «Лепка в подготовительной группе „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.
Виды деятельности: продуктивная, двигательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.
Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.
Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.
Ход НОД
I. Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка» Дети подходят к воспитателю.
- Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.
Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ. Дети садятся.
II. Основная часть
- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.
- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?
- Какие эти игрушки?
- Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.
Дыхательная гимнастика «Свистульки»
Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист. Дети свистят в свистульки
- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
- Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?
- Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
После обжига игрушки расписывают.
- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)
- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)
- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.
- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.
Проводиться русская народная игра «Бубенцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с колокольчиком, другой -
с завязанными глазами.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь. Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами.
III. Заключительная часть
Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку.
- Что нового и интересного вы узнали?
- Какие моменты вам больше понравились и почему?
- Кто такие народные умельцы?
«О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!» Ответы детей.