Неволина Наталья
Конструктивная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями.
Публикация «Конструктивная деятельность как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мое мнение, что создание экспериментирования в виде конструирования даст наиболее эффективный результат при формировании познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Все это приведет к развитию воображения и творческой активности детей дошкольного возраста.
Для реализации своей идеи я рассмотрела конструктивную деятельность, которая согласно ФГОС ДО интегрирует со всеми 5 образовательными областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие, разработав программу дополнительного образования «Движение в будущее». Данная программа по конструированию в ДОУ проводится для всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному 2 раза в неделю. Конструктор в равной степени побуждает работать и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаётся ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, чтобы все узнали про его сокровище. Не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринуждённо?
Занятия построены в форме сказок и интересных историй, которые понятны детям. Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в конструировании и робототехнике.
Формы занятий: при работе с детьми по данной программе используется групповая форма работы (2-4 человека на один комплект). Групповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности. По итогам каждого занятия воспитанники презентуют свою модель, а в свою очередь каждую конструкцию сохраняю, для того чтобы на итоговых занятиях мы с ребятами завершили наш большой проект, построив город будущего.
Суть программы в том, что ребята узнают, какие были и есть виды транспорта, заводы, дома, сооружения, а затем воплощают свои воображения в виде конструктора, где конечным итогом будет построен город будущего.
Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с педагогом и своими друзьями. Данные технологии дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.