ТАТЬЯНА Симбирёва
Консультации для педагогов ДОУ. Как воспитать маленького патриота?
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для педагогов ДОУ. Как воспитать маленького патриота?
Наверное, каждый человек слышал такое слово как «патриотизм». Однако далеко не каждый в состоянии дать четкое понятие этому определению. Что такое патриотизм?
Публикация «Консультации для педагогов ДОУ, Как воспитать маленького патриота?» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Само слово «патриотизм» уходит своими корнями в древнюю Грецию. В переводе с греческого языка это понятие обозначает «отечество, соотечественник». Толковый словарь русского языка дает определение патриотизма как нравственного и политического принципа, который заключается в любви к Отечеству и способности подчинить собственные интересы его интересам. Патриотизм подразумевает под собой гордость за принадлежность к определенному государству, гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножить и сохранить на протяжении долгих лет.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Содержание патриотического воспитания.
Воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине,
уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).
Развитие гуманных чувств в процессе патриотического воспитания :
формируются этические представления,
навыки культурного поведения,
социально - общественные качества,
уважение ко взрослым,
ответственное отношение к выполнению поручений,
умение дружно играть и трудиться,
умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. (детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру).
Знание истории своего народа, родной культуры (поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).
Чувство патриотизма многогранно по содержанию:
это и любовь к родным местам,
и гордость за свой народ,
и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром,
и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины
Задачи патриотического воспитания :
воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
воспитание уважения к труду людей;
развитие интереса к народным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России, ее столице;
знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской деятельности:
В непосредственно образовательной деятельности,
в продуктивной деятельности,
в игровой деятельности,
в трудовой деятельности,
в быту и т. д.,
так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь : в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников :
комплексный подход;
знание педагогом истории и культуры своего народа;
правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
тематическое построение материала;
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей,
тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников,
вовлечение членов семей в педагогический процесс,
создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Средства патриотического воспитания :
устное народное творчество;
декоративно – прикладное искусство;
музыка;
художественная литература;
игра;
самостоятельная детская деятельность.
Особенности патриотического воспитания :
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля.
Идти надо от близкого к далёкому.
Формы организации работы с детьми:
беседы,
дидактические игры,
игры-путешествия,
экскурсии,
игры-беседы,
игры-инсценировки,
развлечения и др.
Формы работы с семьей
Посещение семьи ребенка
Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей
Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).
После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы (индивидуальные, групповые).
Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации.
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Семинары-практикумы.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Совместная экскурсия.
Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.
Родительские конференции.
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Нетрадиционные формы работы с семьей
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
«Родительская почта» и «Телефон доверия».
Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.
Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Таким образом, самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания, и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.