Мастер-класс для педагогов «Как воспитать гения»

Елена Кривошеева
Мастер-класс для педагогов «Как воспитать гения»

1.1. Специфика работы с одаренными детьми дошкольного возраста

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты

Генрих Нейгауз

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека.

В современной психологии «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одаренности.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике.

Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т. д.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике.

Тот или другой ребенок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности, Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Категории детей, называемых обычно одаренными.

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность).

Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность).

Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыкант, художники,, шахматисты). Эту категорию чаще называют талантливыми.

Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность)

Виды одаренности

Виды

одаренности Составляющие Как проявляются

Академическая

одаренность Мотивационно-личностные характеристики Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность Художественная одаренность Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность Спортивная одаренность Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность Социально-личностная одаренность Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике.

Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Для умственно одаренных детей характерно предварительное планирование своей деятельности. Замыслы отличаются развернутостью и продуманностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

При этом умственно одаренный ребенок легко осваивает не-обходимые действия для реализации своих замыслов и оказывается вполне успешным или в разных видах деятельности, или хотя бы в одном из них.

Степень сформированности одаренности

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Форма проявления одаренности

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.

Модель детской одаренности по отношению к дошкольному возрасту

Первый блок — это мотивация к соответствующему виду деятельности. Это познавательная активность, понимаемая как проявление потребности ребенка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и основывается на целостном опыте ребенка.

Второй блок — операциональный, характеризуется через понятие способности. Это уровень развития наглядного моделирования, позволяющего ребенку анализировать объективные свойства действительности и уровнем развития символизации, дающей возможность выражать свое отношение к реальности.

Третий блок — блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и пр. Характеризуется возможностями проявлений собственной субъектности в различных видах детской деятельности.

Система выявления одаренных и талантливых детей

Проявление неординарных способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Однако есть дети, одаренность которых предстоит раскрыть. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.

В ДОО можно определить такие направленности одаренности как творческая (музыкальная, художественная, физическая (развитие пластики) и интеллектуальная.

Система выявления одаренных детей включает в себя:

- наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);

- анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);

- групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик;

- индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности.

2. Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности интеллектуально одаренных детей.

Перспективным и важным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения.

На успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

С этой целью используются упражнения на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

• занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;

• задачи-головоломки, цель которых - составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

• группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

• наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Визуальный код

С помощью визуального кода легче запоминаются визуальные образы и их элементы – контуры, формы, геометрические фигуры, цвета и оттенки.

Для запоминания чисел больше подходит код на основе зрительных представлений, ассоциируемых с цифрами, например:

ноль – круг (или овал)

один – столб (кол, обелиск, свеча)

два – близнецы (пара ботинок, дуэт)

три – треугольник (корона, трехколесный велосипед, трезубец)

четыре – квадрат (4 лапы животного, 4 ножки у стула)

пять – пятиугольник (растопыренные пальцы руки, морская звезда)

шесть – открытый замок

семь – кочерга (коса, семь гномов)

восемь – песочные часы, неваляшка

девять – улитка

десять – пальцы двух рук

Квадрат Воскобовича

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

Квадрат позволяет поиграть, развить внимание, память, пространственное воображение и тонкую моторику, а также знакомит с основами геометрии, пространственной координацией, объемом, является счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Геоконт

В народе ее называют "дощечкой с гвоздиками". Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка-продежка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Дети создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле "Геоконта", в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творчество.

Чудо-соты

Чудо-соты»– это простая, но многовариантная игра для изучения геометрических фигур, развития пространственного мышления и воображения

Игра позволяет ребенку наглядно сравнить часть и целое, познакомиться с геометрическими фигурами. Складывание сот также формирует представление о соотношении частей, составном характере предметов и чисел.

Из геометрических деталей ребенок складывает разнообразные изображения, развивая таким образом творческое и логическое мышление. Он совершенствует внимание и память, учится анализировать и сравнивать. Ребенок развивает цвето-восприятие, понимание формы. Кроме того, он улучшает мелкую моторику и координацию движений.

«Танграм»

Надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

«Танграм» способствует развитию:

внимания;

понимания цвета, величины и формы,

абстрактного и пространственного мышления;

воображения;

логического мышления;

комбинаторных способностей.

Пентамино

Пентамино (от др. -греч. пять, и домино) — полимино из пяти одинаковых квадратов, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами («ходом ладьи»). Этим же словом иногда называют головоломку, в которой такие фигуры требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.

Счетные палочки Кюизенера

Занятия с палочками рассчитаны на детей от 3 до 8 лет.

«Палочки Кюизенера» развивают у детей логическое и абстрактное мышление, помогают в обучении счету. Обучение происходит в ходе игровых ситуаций, что дает возможность применять методику в раннем возрасте, не утомляя детей.

Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1,2,3…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания. Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева направо», «левее», «вдоль», «выше, чем….» и др., понятия «между», «каждый», «одна из…» и др.

Метод фокальных объектов (МФО) /метод активизации мышления/

Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов (желательно существительные, «применяем» эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

В процессе МФО дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения (знаково-символические средства).

Для выбора объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает, концентрирует внимание.

Брейнсторминг (Мозговой штурм)

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Классическая методика мозгового штурма для решения «взрослых» задач:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен. Не требуется предварительное обучение участников.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного» ума) и возможности развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.

В ходе выполнения заданий формируется легкость генерирования идей, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, способность предвидения, умение менять точку зрения.

Методика «Морской бой»

Формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения.

Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

При использовании этого метода каждый педагог может:

• сосредоточиться на содержании;

• действовать целенаправленно;

• сохранить возможность для импровизации;

• проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;

• проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.

Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

Методика «Трещины в стене»

3. Памятка «Одаренный ребенок и одаренность»

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для одаренных детей характерны следующие черты:

высоко развита любознательность, пытливость;

способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

развита речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

раннее развитие сенсорных способностей;

оригинальность суждений, высокая обучаемость;

стремление к самостоятельности.

4. Памятка «Как воспитать гения»

Чтобы развить умственные способности ребенка, нужно соблюдать важные правила:

- поощрять игры: в них развивается любопытство, интерес к миру и желание узнавать его

- много читать: читать надо ребенку с самого рождения. Это развивает словарный запас, дает новые знания

- говорить с ребенком: общаться с детьми на равных, объясняя все, что вызывает вопрос.

- заниматься творчеством: рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах развивают моторику, воображение, память

- не быть настойчивыми: нельзя заставлять или принуждать ребенка делать то, чего он не хочет. Надо обратить внимание на таланты - и развивать их.

5. Рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств, стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Публикации по теме:

«Креативный петух». Мастер-класс для педагогов«Креативный петух». Мастер-класс для педагогов «Креативный петух». Новый 2017 год - год Красного (Огненного) петуха, самым востребованным подарком станет его фигурка. К новогоднему празднику.

Мастер-класс для педагогов «Ах, эта удивительная соль…» Цель: Обобщение опыта работы, знакомство педагогов с новой нетрадиционной техникой рисования солью, показать разные способы рисования Задачи:.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Геометрики»Мастер-класс для педагогов и родителей «Геометрики» В нашей группе поселилась семья Геометриков! В младшем дошкольном возрасте детки знакомятся с геометрическими фигурами. Круг, треугольник,.

Мастер-класс для педагогов «Народная кукла»Мастер-класс для педагогов «Народная кукла» Мастер-класс. Тема: Народная кукла. Творческая работа: Изготовление традиционной куклы-оберега. Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную.

Мастер-класс для педагогов «Плетение из газеты»Мастер-класс для педагогов «Плетение из газеты» Для того чтобы нам сделать любую поделку из газетных трубочек,нам потребуется : 1. Газета 2. Клей 3. Ножницы 4. Спица 5. Основа двойной картон (от.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ»Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ» «Экспериментирование в ДОУ» Подготовила и провела воспитатель: Иванченко Ирина Владимировна Цель: Повышение уровня знаний и умений у педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья»Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья» Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши» Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши». Тема: «Ознакомление дошкольников с элементарными свойствами звуков». Цели и задачи мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Голубь мира»Мастер-класс для педагогов «Голубь мира» Сценарий мастер-класса. Нравственно-патриотическое воспитание. Блок «Моя семья» Здравствуйте уважаемые коллеги. На сегодняшнем мастер-классе.

Мастер-класс для педагогов по играм Воскобовича Мастер – класс По играм Воскобовича: «Забавные цифры из цифроцирка», «Математические корзинки» Подготовила воспитатель: Севрук Т. Н. Цель.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Как воспитать гения»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 22:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...
Конкурсная программа к 23 февраля для мальчиков «Морской бой» в 1–2 классе
«Морской бой» Сценарий конкурсно-развлекательной программы к 23 февраля Участвуют две команды по 10 человек. Капитаны заранее распределили должности...
Педагогическое эссе «Я, и моя профессия — воспитатель»
Я, и моя профессия - воспитатель « Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель,...
Значение музыкально-дидактических игр в развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут...