Докторова Татьяна Геннадиевна
Консультация «Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время система современного дошкольного образования
очень важна и актуальна. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте
у детей закладываются все основные особенности личности и определяется
качество дальнейшего его физического и психического развития. Но в то же
время есть и проблемы современного дошкольного образования. Если не
оказывать должного внимания всем особенностям физического и психического
развития ребенка в этом возрасте, то это может сказаться на его дальнейшей
жизни.
Публикация «Консультация „Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решения“» размещена в разделах
Одной из многих проблем является общение. Отношение, на мой взгляд,
это и есть умение слышать и слушать, умение входить в контакт со своими
сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли и понимать речь.
Полноценное общение, к сожалению, невозможно без коммуникативных
умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-
ролевых игр. Несмотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все
воспитатели, к большому сожалению, уделяют должное время этому виду
деятельности. Очень часто бывает, что педагоги проводят сюжетно-ролевые
игры только по просьбе детей или потому, что просто это прописано где-то в
надлежащих документах.
Наиболее важно поговорить и о семье. В наши дни встречается большое
количество детей, которые воспитываются в неполных семьях. Из этого и
вытекают различные ситуации, когда у родителей совершенно нет времени
заниматься своими детьми, ребенок отдан на произвол судьбы. Большинство
«современных» родителей совершенно не идут на контакт с дошкольными
учреждениями, ссылаясь на свою занятость. Задача педагога – заинтересовать
этих самых занятых родителей и расположить к взаимодействию.
Можно порекомендовать некоторые формы взаимодействия ДОУ с
родителями.
Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на
следующие группы:
коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3 – 4
раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце
года, групповые консультации, конференции;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни
открытых дверей.
Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:
информационно-аналитические, досуговые; познавательные; наглядно-
информационные формы.
Если поставить себя на место родителей, то мы можем увидеть то, что
есть много проблем, которые волнуют их. Дошкольное образование имеет свои
специфические черты. К примеру, в получении ребёнком дошкольного
образования заинтересованы, в первую очередь, его родители, ведь именно они
«лицом к лицу» сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании.
Со стороны родителей актуальной проблемой является недостаток мест в
ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются
записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о
рождении, многие записываются в несколько детских садов, стоят в огромных
очередях, предлагают заведующим подарки, чтобы их ребенка зачислили в сад
без очереди, даже устраивают различные конфликтные ситуации, скандалы.
Финансовая проблема в дошкольных образовательных учреждениях
также является достаточно большой для родителей.
Есть и другие проблемы в современном образовании, можно перечислить
их очень много: проблемы речевого развития детей, проблемы обучения ООД.
И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных
технологий и методик, отвечающих новому современному времени.
Перечисляя проблемы дошкольного образования, хочется выяснить,
каким же все-таки должно быть современное образование. Педагоги и взрослые
самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя
информацию как «губка», дети в этом возрасте очень активны в познании всего
нового и заинтересованы всем новым. Следуя из этого, у взрослых появляется
желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда
ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Из этого
доступно два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в
детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель
настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая
внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о
психологической готовности к школе. Это показывает, что практика раннего
обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто
может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.
Возникают отрицательные эффекты, такие как, например, потеря детьми
интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе
образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что
наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее,
чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.
Это же подтверждают и исследования многих педагогов: «В системе
дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на
подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение
чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного
обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации
и, как следствие – к возникновению школьной дезадаптации и школьных
неврозов».
Обратим внимание и на то, что образование строится на интересах самого
ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-
ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования.
Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности,
необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен
ставить перед собой цель – обеспечение развития с помощью этих знаний и
умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что
идет процесс развития.
Проблемы в образовании, в частности и в современном дошкольном
образовании, есть, были и будут. Без общения невозможно развить
коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с
ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на
родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении
всего дошкольного возраста, помогали ему. Конечно, более эффективное
обучение – это то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но
все зависит от педагога, от его целей. И именно от взрослых зависит, будут ли
решаться проблемы в современном образовании или нет.