Лариса Сухих
Консультация для педагогов «Краеведенье — основа патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных и актуальных. У детей наблюдается дефицит знаний о малой родине, стране, о традициях своего народа. Основа патриотического воспитания состоит из любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Публикация «Консультация для педагогов „Краеведенье — основа патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Краеведческий материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Современная система российского дошкольного образования одной из
приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду.
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке
• общечеловеческих качеств личности,
• приобщение к истокам национальной региональной культуры,
• природе родного края,
• воспитание эмоционально-действенного отношения,
• чувства сопричастности,
• привязанности к окружающим.
Одним из способов при организации правильного патриотического воспитания в ДОУ - является краеведение.
А что же такое – краеведение?
По определению С. И. Ожегова – это изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей.
На сегодняшний день краеведение становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.
Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель краеведения— воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).
Задачи краеведческой работы в ДОУ :
o Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.
o Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
o Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
o Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
o Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
o Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.
• Краеведческую деятельность можно разделить на три направления:
• культурно-историческое;
• нравственно-патриотическое;
• духовно-нравственное.
Культурно-историческое
Целью данного направления является формирование представления у ребят ценностей и общей картины мира, приобщения их к общечеловеческим ценностям, природному, историческому наследию, воспитания потребности в культурном обогащении. Это направление может реализоваться через следующие мероприятия:
• поход к памятнику: «Неизвестного солдата»,
• мини-музей детского сада «Русская изба»,
• выставки «Народные промыслы»,
• чтение русских народных сказок, изучение фольклора,
• подвижные игры "Лапта", "Жмурки", "Горелки",
• видеопрезентации «Города России», «Богатый мир природы России».
Нравственно - патриотическое
Цель: воспитание гражданина и патриота России, своего края, Малой Родины, своей семьи формирование у подрастающего поколения национального самопознания, чувства долга и ответственности.
Направление реализуется через следующие мероприятия:
• фотовыставки: "Моя семья", "Мы помни ваш подвиг",
• досуги и праздники «23 февраля», «9 мая»
• выставка рисунков «Военная техника», «Военные профессии», «Парад Победы»,
• беседы: «Наша Родина-Россия», «Государственные символы»,
• видеопрезентация «Города-герои»
• просмотр мультипликационных фильмов о ВОВ " Воспоминание", "Солдатская сказка", "История старого маяка".
Духовно-нравственное
Цель: воспитание человека высокой нравственности и культуры, развитие и совершенствование творческих способностей, формирование эстетических вкусов, духовных ценностей, взглядов развивающейся личности.
Это направление реализуется через следующие мероприятия:
• Досуги и праздники «Масленица», «Великая Пасха»,
• Игры духовно-нравственного содержания: «Как надо заботиться», «Верные друзья» и т. д.
• Просмотр мультипликационных фильмов,
• Тематические беседы.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, мы развиваем
личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
И здесь действительно важно - не опоздать, ведь пока живы наши бабушки и деды, они могут рассказать дошкольникам о том, как жили они раньше, какие у них были традиции, праздники, игры, чему радовались они, будучи детьми.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение -
народ без будущего.
Список используемой литературы:
1) И. В. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»,
Мозаика-синтез, Москва,2008 г.
2) Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.
3) М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,
Сфера, Москва, 2009 г.
4) Н. В. Алешина «Пат