Александра Овчинникова
Консультация для педсовета «История формирования основ патриотизма при ознакомлении дошкольников с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №68»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Консультация для педагогов на педагогическом совете ДОУ
Тема: «История формирования основ патриотизма, при ознакомлении дошкольников с природой родного края»
ВЫПОЛНИЛА: Воспитатель
Винокурова А. А.
Энгельс 2016 год
Публикация «Консультация для педсовета „История формирования основ патриотизма при ознакомлении дошкольников с природой родного края“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности – нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т. к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.
Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 и 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса п дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации».
В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.
В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания, что соответствует заявленной теме.
Цель моей деятельности:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.
Поставленную цель реализую через решение задач:
1. Воспитательные:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
воспитание уважения к труду;
воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.
2. Развивающие:
развитие нравственных норм поведения;
развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
3. Образовательные:
формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;
формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции, воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;
формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.
В работе руководствуюсь принципами:
1. Научности (правильное отражение действительности).
2. Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).
3. Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).
4. Личностно – ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).
5. Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
6. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.
Практическая часть
Метод проектов, как было сказано выше, наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное – научить ребенка пользоваться источниками информации.
Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности».
Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.
Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.
Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями».
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.
Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. У детей подготовительной группы внимание у становится более устойчивым, наблюдательность – более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 6–7 лет.
Среди них можно выделить:
·непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
·возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;
·важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
·возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения» .
Для успешного использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста сначала был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературой: Знакомство с программами патриотического воспитания в ДОУ : «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л. А. Кондрыкинской.