МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Положительное влияние музыкальных игр на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Юлия Пантелеева
Консультация для педагогов «Положительное влияние музыкальных игр на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Положительное влияние музыкальных игр

на детей с синдромом дефицита внимания

и гиперактивности».

Задача: Познакомить воспитателей с музыкальными подвижными играми для детей СДВГ;

Цель: Показать воспитателям плюсы музыкальных игр.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, фонограммы, колокольчики, кубики, флажок.

Форма проведения: консультация для педагогов.

Участники: музыкальный руководитель, воспитатели, специалисты.

Эта тема волнует не только родителей таких детей, но и педагогов, воспитателей.

Публикация «Консультация для педагогов „Положительное влияние музыкальных игр на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности“» размещена в разделах

В каждой группе есть дети, которые ни минуты не способны посидеть спокойно. В отличие от своих сверстников они очень подвижны, проявляют неуёмную энергию. Раньше таких детей считали невоспитанными, педагогически запущенными, а сейчас им ставят диагноз «гиперактивность», или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Что же такое гиперактивность?

Гиперактивность — это сверхповышенная активность, склонность моментально отвлекаться, не умение концентрироваться на каком-то одном занятии длительное время.

Все это сопровождается нервным возбуждённым состоянием. Часто такие дети шокируют своим поведением, раздражают, приводят в ужас взрослых, занимающихся их воспитанием. Их отчаянно ругают воспитатели. Даже любящие родители далеко не в восторге от такого поведения своего ребёнка.

Как понять, что у ребёнка гиперактивность?

Признаки гиперактивного ребенка.

1. Настроение колеблется очень сильно и в малых временных пределах.

На дню несколько раз могут быть и слёзы, и истерический смех.

2. Ребёнок не может оценить самого себя, понять, что он поступает не так.

3. Характерны мелкие нервные движения — покачивание, дрыгания ногами, кручение пальцев и т. п.

4. Не может долго сосредотачиваться на чём-то.

5. Легко начинает гневаться, раздражаться.

6. Самооценка чаще занижена.

7. Часто конфликтует со сверстниками.

8. Плохо переносят неудачи.

9. Много и быстро говорит.

10. Часто лжёт, может брать чужие вещи (воровать)

Если вы заметили у своего ребёнка, хотя бы половину этих признаков – это уже тревожный знак.

Гиперактивность чаще всего выступает вместе с дефицитом внимания и импульсивностью.

Как же проявляет себя синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Признаки дефицита внимания.

1. Суетливость, беспокойство, неусидчивость;

2. Эмоциональная нестабильность, импульсивность;

3. Игнорирование правил поведения;

4. Сложности с организацией деятельности;

5. Забывчивость и склонность терять вещи;

6. Проблемы со сном.

Признаки импульсивности.

1. Не может дождаться очереди.

2. Начинает отвечать, не дослушав до конца вопрос.

3. Вмешивается в разговор других, прерывает говорящего.

4. Не умеет подчиняться правилам.

Главная проблема при СДВГ – нарушение интенсивности (непрерывности) внимания, т. е. его истощаемость.

Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности, поэтому воспитание воли является для гиперактивного ребенка одной из важнейших задач. С этой и с другими задачами помогают справится музыкальные игры с правилами.

Чему могут научить музыкальные игры?

1)Музыкальное развитие: развивается чувство ритма, музыкальный слух.

2) Психическое развитие: вырабатывается сила воли, усидчивость, дисциплинированность, внимание. Улучшается память, терпение, настойчивость, самоконтроль;

Невозможность постановки комплексной задачи.

Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы.

На первом этапе каждая игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу.

Например, если цель игры-внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение вознаграждайте. Не забывайте устно похвалить ребенка, если он успешно справился с заданием или просто хорошо себя ведет.

2. Изменяйте режим занятия — устраивайте минутки релаксации.

3. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место ребенка на занятии — рядом с педагогом. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться за помощью и поддержкой.

4. Направляйте лишнюю энергию в полезное русло — во время занятий поручите ему раздать тетради, собрать рисунки и т. д.

5. Вводите проблемное обучение, больше давайте творческих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуем частую смену заданий с небольшим количеством вопросов по принципу: возбуждение — торможение.

6. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

7. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.

8. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.

9. Совместно с психологом помогайте ребенку адаптироваться, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Практическая часть.

Игры на развитие внимания

«Слушай ЗВУКИ».

Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего — в позу «тополя».

Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети останавливаются в позе «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

(В группе можно использовать металлофон)

Игра «Флажок».

1 вариант: Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

2 вариант игры (без флажка): Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий останавливается, все должны остановиться. Двигаться можно по кругу друг за другом или врассыпную.

Похожая игра «Замри!» (ф. гр. «Иди – стоп)

Дети двигаются и прыгают в такт музыке (или под хлопки, бубен). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны замереть в той позе, на которую прекратилось сопровождение. Если кому-то это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка. И так до тех пор, пока не останется один участник.

«Запрещенное движение» (Кряжева Н. Л., 1997)

(Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем).

А) Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Б) Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

В) Второй вариант игры можно выполнять под музыку (счет до 4 или до 8).

Например, запрещённые цифры (2,4) или (1,2, 5,6,7).

Тренировка сразу двух функций

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности.

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.

«Слушай хлопки» (Чистякова М. И., 1990)

(Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности).

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении под музыку. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Доверие»

1 вариант: Дети встают парами лицом друг к другу. Один (ниточка) кладёт руки на ладони другого (иголочка) и закрывает глаза. Ведущий ребёнок (иголочка, двигаясь спиной, ведёт другого (ниточка) под музыку по залу, обходя препятствия. С окончанием музыки дети меняются ролями.

2 вариант: Для усложнения во время игры можно включать разные звуки (шум волн, звуки леса, пение птиц и т. д.). Тот, кто двигается с закрытыми глазами, должен запомнить, а по окончании музыки назвать все услышанные звуки.

3 вариант: «Водитель и автомобиль». «Водитель» встаёт за «Автомобилем». Ребёнок-«автомобиль» закрывает глаза. Под музыку «Водитель» направляет «Автомобиль» слегка касаясь его ладонью: за правое плечо (поворот направо, за левое плечо (поворот налево, ладонь касается спины (движение прямо).

«Строим башню» (ф. гр.)

Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры. Подвижные музыкальные игры по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности музыке и определенной цели.

Игры с очень четкими правилами способствуют развитию внимания.

Такие чёткие правила прекрасно «диктуют» стихи и музыка!

Игра С ДОЖДЁМ

(Автор стихотворения - Н. А. Кононенко)

(Беру её осенью, когда затрагиваю тему дождика)

Была тишина, тишина, тишина. (трём ладони друг о дружку)

Вдруг грохотом грома сменилась она! (подпрыгиваем на месте)

И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? (осторожно хлопаем ладошками)

Закрапал, закрапал, закапал по крыше. (хлопаем быстрее)

Наверно, сейчас барабанить он станет. (шлёпаем по коленкам)

УЖЕ БАРАБАНИТ! УЖЕ БАРАБАНИТ! (шлёпаем ладонями по полу).

-развивает чувство ритма,

-способствует усвоению понятий "громко-тихо",

-развивает речь

В музыкальных подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом.

В музыкальных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть (выбыть из игры на какое-то время).

Музыкальная игра «Лётчики, на аэродром» (ф. гр.).

Игры со звуками.

Игра с колокольчиком.

Дети двигаются по залу под музыку (марш, полька, хороводный шаг, дробный шаг) или с заданием (как фигуристы, как будто идут по горячим углям, или осторожным шагом, прислушиваясь и т. д.). По сигналу КОЛОКОЛЬЧИКА все садятся на места и закрывают глаза (можно закрыть лицо ладонями).

Слушают звук (фонограмму). Дети должны узнать, что это за звук (н-р, мурлыканье кошки) или догадаться, где они находятся (н-р, в поезде).

Для того, чтобы дети не выкрикивали ответ и не перебивали друг друга, можно использовать карточку-«Смайлик». С одной стороны карточки нарисован 1 большой смайлик, с другой - несколько маленьких. В зависимости от того, какую сторону показывает ведущий, отвечает один или несколько человек.

Можно предложить детям условие: говорить тихо или громко.

(Например, «Раз, два, три, тихо (громко) говори!»)

При этом, если дети узнали, что это за звук, по условиям игры они не могут сразу говорить ответ. Они должны ЖДАТЬ, подняв вверх большой палец правой руки.

В качестве варианта можно предложить детям прослушивать

- мелодии знакомых детских песенок (потом их пропеть хором или по одному);

- отрывки из классических произведений (назвать произведение и автора);

- звучание разных музыкальных инструментов (назвать и\или выбрать картинку).

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на наших детей» Мам, включи мультик… Не нужно быть специалистом психологии, чтобы понять, что современные дети очень отличаются от своих предшественников.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимно определяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей»Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Положительное влияние музыкальных игр на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 17:37
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Положительное влияние музыкальных игр на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Пантелеева (УИ 1222196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД