Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Взрослые, дети, игра» (1 фото)

Таня Афанасьева
Консультация для педагогов «Взрослые, дети, игра»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов «Взрослые, дети, игра»

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель: Афанасьева Т. Н.

«Взрослые, дети, игра»

В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.

Публикация «Консультация для педагогов „Взрослые, дети, игра“» размещена в разделах

Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т. е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.

Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет : он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т. е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.

В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано прежде всего с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны; старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.

Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события. Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.

Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы, или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери", ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин").

Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый, желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Сорока-белобока", "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т. е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.

Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, дворовой группой и т. д.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Самые распространённые сюжетные игры

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т. д.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.

С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т. д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.

Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой.

Тема «Почта. Профессии» Задание 1. Родителям рекомендуется:

- показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки; рассмотреть их с ребенком;

- показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

- рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

- показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;

-показать ребенку посылку;

-рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

- предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что прошло по почте;

- вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Задание 2. Выучить стихотворение.

Почта

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей фирменной рубашке?

Это он, это он, ленинградский почтальон (С. Маршак)

Задание 3. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Почтальон принес письмо (кому) – маме, сестре … (дательный падеж имен существительных).

Что мы нашли в почтовом ящике? – газету, открытку … (винительный падеж имен существительных).

Чего не стало в почтовом ящике? – газеты, журнала … (родительный падеж) имен существительных).

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак» :

Открытка (какая) праздничная, поздравительная …

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери родственное слово» : почта – почтальон, почтовый, почтамт.

Задание 6. Дидактическая игра «Образуй новое слово» : Телефон – телефонист, телефонистка, телеграф – телеграфист, телеграфистка.

Задание 7. Дидактическая игра «Подбери предметы к признакам»» :

почтовый … (голубь, перевод, почтовая … (открытка, посылка, почтовое … (письмо).

Задание 8. Совместно с ребенком сделать конверт из бумаги.

Отгадать загадку.

Заклеили клеем прочно и ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею, получу и вмиг расклею. (письмо, конверт).

Публикации по теме:

Фотоотчёт о реализации тематического образовательного модуля «Взрослые и дети»Фотоотчёт о реализации тематического образовательного модуля «Взрослые и дети» Автор: Кожанова Е. М. С 29 января по 9 февраля 2018 г. я 2017 г. в нашем детском саду реализовывался тематический образовательный модуль.

Фотоотчет «Акция «Дети и взрослые против мусора»Фотоотчет «Акция «Дети и взрослые против мусора» «Не бросайте, люди, мусор!»-обращение «Эколят-дошколят». 29 июля 2018 года был запланирован и проведен экологический десант воспитателем.

Фотоотчёт о спортивном празднике «Неразлучные друзья — взрослые и дети!»Фотоотчёт о спортивном празднике «Неразлучные друзья — взрослые и дети!» "НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ - ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ!" так назывался спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в старшей группе детского.

Фотоотчет «День Победы — праздник всей страны! Празднуют и взрослые, и дети»Фотоотчет «День Победы — праздник всей страны! Празднуют и взрослые, и дети» Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых приоритетных задач нашего времени. 9 мая - вся наша страна будет отмечать.

Фотоотчёт о проведении тематической недели «Взрослые и дети» в первой младшей группеФотоотчёт о проведении тематической недели «Взрослые и дети» в первой младшей группе Цель:Расширение знаний детей о самих себе (своих имени, фамилии и возрасте, представлений о здоровье и здоровом образе жизни Задачи:Познакомить.

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.

Парный танец на 23 февраля «Взрослые и дети» (старший дошкольный возраст) Уважаемые коллеги, предлагаю Вам танец на 23 февраля или 8 марта для детей старшего возраста. Очень быстро и легко разучивается и детям.

Сценарий игрового интеллектуального ток-шоу по ПДД с участием родителей «Взрослые и дети» (старшая группа)Сценарий игрового интеллектуального ток-шоу по ПДД с участием родителей «Взрослые и дети» (старшая группа) Цель: Закреплять знания и представления детей о безопасности дорожного движения; Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного.

Стенгазета «Неразлучные друзья взрослые и дети»Стенгазета «Неразлучные друзья взрослые и дети» К Международному дню защиты детей мы выпустили стенгазету под названием «Неразлучные друзья взрослые и дети», так как семья и дети – это.

В Новый год подарков ждут взрослые и дети!В Новый год подарков ждут взрослые и дети! Новый год уже совсем скоро. Мы ждем его с нетерпением, чтобы получить подарок или подарить близким и родным. Приятнее преподнести подарок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Взрослые, дети, игра»
Опубликовано: 20 августа 2021 в 07:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Взрослые, дети, игра»» (включая файлы) размещена пользователем Таня Афанасьева (УИ 2718493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД