Оксана Довженко
Консультация для педагогов «Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие человека – очень сложный процесс, а развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение человека как биологического существа в социальное существо, то есть личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. В самом общем виде, социализация - это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социального опыта, приобщения к системе социальных связей.
Социализация достаточно часто понималась как процесс приспособления ребенка к социальной среде через усвоение социальных норм. Такое понимание утверждало пассивную роль ребенка, выступающего только в качестве объекта социальных воздействий. Однако еще Л. С. Выготский отмечал ошибочность и неправомерность такого подхода к развитию и воспитанию ребенка. По его мнению, “ребенок в конечном счете воспитывается сам” : только то, что было воспроизведено в его личном опыте может считаться усвоенным. Социализация - это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.
Первые навыки взаимодействия и общения дети приобретают в семье. Именно в ней они осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья – это единственное место для ребенка, где ему гарантирована безопасность. Какие же социальные роли осваивает дошкольник? В первую очередь, ребенок – это сын или дочь своих родителей, затем он – воспитанник дошкольного учреждения, где может быть чьим-то другом – это тоже социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения. К сожалению, у наших воспитанников зачастую были плохие примеры для подражания. Нет такой семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Особенно уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.
Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи.
Ввиду отсутствия основного источника социализации – семейного института – детский дом становится для наших воспитанников основной моделью социального мира, и оттого, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение детьми социального опыта, основ человеческих взаимоотношений. Для ребенка, который воспитывается вне семьи, наиболее значимыми агентами социализации выступают коллектив сверстников и воспитателей детского дома.
Задачами воспитательной работы с дошкольниками в процессе социализации являются воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность.
Я работаю в группе детей из шести человек (3 мальчика и 3 девочки) в возрасте от 4 до 7 лет. Большую часть группы составляют социальные сироты, имеющие обратимые отклонения в психическом развитии. Для некоторых воспитанников жизнь в условиях детского дома, где о них заботятся взрослые, столь разительно отличается от жизни в их семьях в лучшую сторону, что они начинают считать свою новую жизнь нормой. Для преодоления трудностей социализации детей-сирот в нашем учреждении проводится работа по следующим направлениям:
• усовершенствование самостоятельности детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании;
• расширение ориентирования в ближайшем окружении;
• умение играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:
• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между его членами;
• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
• сформировать представления о явлениях общественной жизни.
Как воспитатель в своей работе я делаю все возможное, чтобы обеспечивать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Условия проживания и воспитания детей максимально приближены к семейным. К каждому ребенку воспитатели находят индивидуальный подход.
Далее мне хотелось бы более подобно остановиться на способах социализации дошкольников, которые я использую в своей работе. Воспитательную работу в этом направлении я начинаю с ознакомления детей в доступной для их возраста форме с правилами поведения в обществе. Это и является началом формирования общественно значимых ценностей и установок. Особенно важным считаю социальную интеграцию дошкольников во внестационарный социум. Ребята группой и индивидуально посещают разнообразные городские и районные мероприятия, развивающие центры, выставки, музеи и другие общественные места.
Чтобы избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с социальной действительностью, я использую художественную литературу. В этом мне помогает метод сказкотерапии. Суть сказкотерапии в том, чтобы придумать вместе с детьми сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе найти пути их решения. Для этого я подбираю героя, в чем-то похожего на ребенка, помещаю его в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка, затем герой ищет и обязательно находит выход. Например, в сказке «Репка» есть маленькая мышка, без которой репку не вытянули бы. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная, как и он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может, хоть и маленький.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. Можно нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации, изготовить своими руками куклу по мотивам сказки, сделать постановку сказки в виде настольного театра.
В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра как ничто другое способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно: и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки. В содержание игровых ситуаций включаю обсуждение занимательных историй, нравственных ситуаций, использую проблемные вопросы, сюрпризные моменты, игровые упражнения, пословицы и поговорки. Это помогает заинтересовать детей, активизировать их мыслительные процессы.
Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо». Таким образом, само по себе знание правил и норм поведения еще недостаточно для того, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами.
Для эффективного привития культурно-гигиенических навыков дошкольникам большое значение имеет внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (например, кто-то стал значительно опрятнее).
Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, труду, то есть учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок своё рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям : «Всё, что имеется в детском доме — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Успешная социализация ребенка-сироты зависит от того, насколько воспитатель сможет понять его особенности и создать такие условия для его развития, которые будут направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При продуманной последовательной организации процесса социализации в условиях детского дома дошкольник сможет в будущем войти во взрослую жизнь человеком, готовым решать проблемы, понимать ценность знаний, умеющим трудиться, налаживать дружеские отношения, понимать состояние других людей, выстраивать взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, окружающим миром.