МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот»

Оксана Довженко
Консультация для педагогов «Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Публикация «Консультация для педагогов „Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот“» размещена в разделах

Развитие человека – очень сложный процесс, а развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение человека как биологического существа в социальное существо, то есть личность. Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. В самом общем виде, социализация - это процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения им социального опыта, приобщения к системе социальных связей.

Социализация достаточно часто понималась как процесс приспособления ребенка к социальной среде через усвоение социальных норм. Такое понимание утверждало пассивную роль ребенка, выступающего только в качестве объекта социальных воздействий. Однако еще Л. С. Выготский отмечал ошибочность и неправомерность такого подхода к развитию и воспитанию ребенка. По его мнению, “ребенок в конечном счете воспитывается сам” : только то, что было воспроизведено в его личном опыте может считаться усвоенным. Социализация - это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Первые навыки взаимодействия и общения дети приобретают в семье. Именно в ней они осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Семья – это единственное место для ребенка, где ему гарантирована безопасность. Какие же социальные роли осваивает дошкольник? В первую очередь, ребенок – это сын или дочь своих родителей, затем он – воспитанник дошкольного учреждения, где может быть чьим-то другом – это тоже социальная роль. Дома и в детском саду поведение ребенка разное, общение с приятелем тоже резко отличается от общения с незнакомым человеком, это обусловлено выполнением разных социальных ролей, которые имеют свои нормы поведения. К сожалению, у наших воспитанников зачастую были плохие примеры для подражания. Нет такой семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Особенно уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Основной особенностью социализации воспитанников интернатных учреждений является замещение одного из основных институтов социализации - семьи - учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи.

Ввиду отсутствия основного источника социализации – семейного института – детский дом становится для наших воспитанников основной моделью социального мира, и оттого, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение детьми социального опыта, основ человеческих взаимоотношений. Для ребенка, который воспитывается вне семьи, наиболее значимыми агентами социализации выступают коллектив сверстников и воспитателей детского дома.

Задачами воспитательной работы с дошкольниками в процессе социализации являются воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность.

Я работаю в группе детей из шести человек (3 мальчика и 3 девочки) в возрасте от 4 до 7 лет. Большую часть группы составляют социальные сироты, имеющие обратимые отклонения в психическом развитии. Для некоторых воспитанников жизнь в условиях детского дома, где о них заботятся взрослые, столь разительно отличается от жизни в их семьях в лучшую сторону, что они начинают считать свою новую жизнь нормой. Для преодоления трудностей социализации детей-сирот в нашем учреждении проводится работа по следующим направлениям:

• усовершенствование самостоятельности детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании;

• расширение ориентирования в ближайшем окружении;

• умение играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:

• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между его членами;

• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;

• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);

• сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Как воспитатель в своей работе я делаю все возможное, чтобы обеспечивать и поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Условия проживания и воспитания детей максимально приближены к семейным. К каждому ребенку воспитатели находят индивидуальный подход.

Далее мне хотелось бы более подобно остановиться на способах социализации дошкольников, которые я использую в своей работе. Воспитательную работу в этом направлении я начинаю с ознакомления детей в доступной для их возраста форме с правилами поведения в обществе. Это и является началом формирования общественно значимых ценностей и установок. Особенно важным считаю социальную интеграцию дошкольников во внестационарный социум. Ребята группой и индивидуально посещают разнообразные городские и районные мероприятия, развивающие центры, выставки, музеи и другие общественные места.

Чтобы избежать сухого дидактизма при ознакомлении детей с социальной действительностью, я использую художественную литературу. В этом мне помогает метод сказкотерапии. Суть сказкотерапии в том, чтобы придумать вместе с детьми сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе найти пути их решения. Для этого я подбираю героя, в чем-то похожего на ребенка, помещаю его в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка, затем герой ищет и обязательно находит выход. Например, в сказке «Репка» есть маленькая мышка, без которой репку не вытянули бы. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная, как и он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может, хоть и маленький.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много. Можно нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации, изготовить своими руками куклу по мотивам сказки, сделать постановку сказки в виде настольного театра.

В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра как ничто другое способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно: и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом. Так у детей формируются представления о том, что хорошо и что плохо, что можно делать, а чего нельзя, как следует вести себя с другими людьми и как оценивать свои собственные поступки. В содержание игровых ситуаций включаю обсуждение занимательных историй, нравственных ситуаций, использую проблемные вопросы, сюрпризные моменты, игровые упражнения, пословицы и поговорки. Это помогает заинтересовать детей, активизировать их мыслительные процессы.

Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное, выступать в обобщенной форме, которую можно обозначить словом «надо». Таким образом, само по себе знание правил и норм поведения еще недостаточно для того, чтобы ребенок ими руководствовался. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами.

Для эффективного привития культурно-гигиенических навыков дошкольникам большое значение имеет внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий (например, кто-то стал значительно опрятнее).

Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, труду, то есть учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок своё рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям : «Всё, что имеется в детском доме — игрушки, посуда, мебель — твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Успешная социализация ребенка-сироты зависит от того, насколько воспитатель сможет понять его особенности и создать такие условия для его развития, которые будут направлены на раскрытие его потенциальных возможностей. При продуманной последовательной организации процесса социализации в условиях детского дома дошкольник сможет в будущем войти во взрослую жизнь человеком, готовым решать проблемы, понимать ценность знаний, умеющим трудиться, налаживать дружеские отношения, понимать состояние других людей, выстраивать взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, окружающим миром.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг»Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг» 26 – 27 марта в Областном центре дополнительного образования детей имени Ю. А. Гагарина в городе Калуге, проходил областной конкурс художественного.

Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ»Консультация для педагогов «Индивидуальное консультирование родителей воспитанников в ДОУ» Детский сад – это не просто заведение, куда родители отдают ребенка на некоторое время. Это место, где малыш проводит значительную часть.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Мероприятие для педагогов и воспитателей образовательных организаций по профилактике ДДТТ Цель мероприятия: повышение профессиональных знаний педагогов в области проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике.

Необычные методики помогают в социализации и реабилитации подопечных столичных центров для детей-сирот 2243370-11 Ребятам из центров содействия семейному воспитанию важно как можно быстрее адаптироваться к социуму, раскрыться и найти себя.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот»
Опубликовано: 28 августа 2022 в 00:27
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Эффективные практики социализации воспитанников организаций для детей-сирот»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Довженко (УИ 341969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД