Марина Щербина
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
«Страна, забывшая культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»
Л. Н. Толстой
Публикация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства» размещена в разделах
Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
И начинать приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Успех в приобщении дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Сегодня мы говорим о «мини – музее», как об одном из средств развития интереса детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям.
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание «мини - музеев» в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини - музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый «мини - музей» — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини - музеях» не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Цель создания «мини - музея» - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
• Формирование у дошкольников представлений о музее;
• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
• Расширение кругозора дошкольников;
• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
• Развитие творческого мышления и воображения;
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
• в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
• небольшие размеры экспозиции;
• определенная ограниченность тематики;
• участие в их создании детей;
• в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
• в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап.
Постановка целей и задач.
2 этап.
Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап.
Сбор экспонатов.
4 этап.
Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап.
Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап.
Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап.
Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап.
Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
В нашем «мини - музее» организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по разным видам росписи: хохломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта.
В заключение хочу сказать, что использование мини- музея дает возможность реализовать вариативную часть образовательной программы, ориентироваться на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Выполняя свою познавательную функцию, «мини - музей» открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.
Мы активно стараемся пополнять наш «мини - музей» и не останавливаться на достигнутом.