Татьяна Головнина
Консультация для педагогов «Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений»
Дошкольная педагогика включает в процесс обучения началам математики предметные действия с разными объектами, которые обеспечивают чувственную основу для формирования знаний и представлений. Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно : связь с жизнью у маленьких детей ограниченна их возможностями; их жизнь-это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания по счёту следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Темочки
Формирование у детей умения использовать приобретённые знания в новых, бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников. Педагогический процесс детского сада предполагает углублённое формирование представлений о количестве, счёте, числе. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать или измерить нужное количество предметов и материалов. Так во время сервировки стола дежурные сопоставляют количество приборов и число детей. Во время игр на участке детского сада дошкольники измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте и т. д.
В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, о составе каждого числа и т. д. При обучении началам математики педагоги всё чаще начинают использовать игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки (например, игры типа «лото», «домино» и другие). Иногда значение дидактических игр умаляется и оттого, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, в следствии чего активность играющих затормаживается (например один ребёнок действуете остальные ждут своей очереди) или дидактические игры подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнёра по игре-в результате ограничивается и самостоятельность детей. Наличие в дидактической игре двух элементов! познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второго - это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.
Наряду с дидактическими в детских садах бытуют увлекательные игры в кого-нибудь или во что-нибудь: в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов; в больницу, магазин, школу, завод, колхоз. Этим сюжетно-ролевым, творческим, играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых. Чтобы развернуть эти игры со старшими дошкольниками, воспитателю надо, прежде всего, познакомиться с принципами их организации. К таковым относятся:
-Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
-Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.
-Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
-Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к выполнению ролей, включающих математические действия.
-Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
-Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка).
-Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.
При проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр воспитатель должен руководствоваться указанными выше принципами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Игра должна быть организована так, чтобы в ней возникала объективная необходимость в практическом применении математических знаний.