Ирина Мистейко
Консультация для педагогов «Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обследования мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией
Цель: определить уровень развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией.
Задачи:
1) подобрать диагностическую методику и провести исследование состояния мелкой моторики у детей экспериментальной группы;
2) выявить уровень развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы.
Публикация «Консультация для педагогов „Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Констатирующий этап эксперимента проводится по методике Лопатиной Л. В., в которой определены направления обследования, диагностические задания, критерии оценки состояния мелкой моторики.
Основными направлениями исследования мелкой моторики являются :
1) изучение кинестетической основы движения;
2) изучение кинетической основы движения.
Для реализации данных направлений обследования мы предлагаем детям выполнить следующие диагностические задания:
1. кинестетическая основа движений:
1.1. одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, обеих рук;
1.2. одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, обеих рук;
1.3. положить кисть правой (левой) руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот);
1.4. соединить в кольцо большой палец с указательным (средним, безымянным, мизинцем) правой (левой) руки, обеих рук;
2. кинетическая основа движений:
2.1. поочередное сгибание (разгибание) пальцев правой (левой) руки, начиная с большого (мизинца);
2.2. «пальчики здороваются»;
2.3. «игра на рояле»;
2.4. одновременное изменение положений кистей рук;
2.5. «кулак-ребро-ладонь».
Качество выполнения диагностических заданий оцениваются по следующим критериям:
объем движений (полный, неполный);
темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);
активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);
способность к нахождению и удержанию позы (находит, длительный поиск, трудность удержания);
способность к переключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движения);
координация движений (нормальная, некоординированность);
наличие синкинезий (отсутствуют, отмечаются).
Количественная оценка выполнения ребенком диагностических заданий проводится по 3-балльной системе:
«3» балл – с заданием справился, ребенок правильно выполнял упражнения по образцу педагога, движения пальцев точные, координированные;
«2» балла – с заданием справился частично, ребенок допускал отдельные ошибки в очередности и последовательности движений, в некоторых упражнениях отмечалась асинхронность действий правой и левой руки, неточность движений;
«1» балла – с заданием не справился, ребенок не мог выполнить упражнения ни по образцу педагога, ни с его помощью, движения пальцев рук хаотичные, беспорядочные.
Минимальная сумма баллов по всем заданиям составляет 9 баллов, что соответствует низкой оценке уровня развития мелкой моторики рук. Максимальная сумма – 27 балла, что соответствует высокой оценке уровня развития мелкой моторики рук. Суммируя баллы по девяти диагностическим заданиям, мы определяем следующие уровни развития мелкой моторики у детей экспериментальной группы:
высокий уровень – от 21 баллов до 27 баллов;
средний уровень – от 15 баллов до 20 баллов;
низкий уровень – от 9 баллов до 14 баллов.
При обследовании ребенка и в процессе наблюдений за характером его деятельности учитываются: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, связь слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечных движений, координация моторных функций.