МААМ-картинки

Консультация для педагогов

Любовь Джумагазиева
Консультация для педагогов

Консультация для педагогов ДОУ

«Значение игры в формировании психологической готовности ребенка к обучению в школе»

В начале своего сообщения хочу остановить на том, что такое игра для ребенка, почему именно в ней происходит его психическое развитие и почему именно в игре можно и нужно как формировать предпосылки к школьному обучению, так и проводить адресно направленную развивающе-коррекционную работу.

Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах

Игра – это ведущая деятельность всего дошкольного детства. И именно в игре происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок уже может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже это выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.

В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения, расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения, развивается речь. В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые, более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий.

Известно, что в игре происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Развитие всех этих психических процессов у детей необходимо для успешного обучения в школе.

При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучать его счету, письму, чтению. Большинство родителей и даже некоторые воспитатели совершенно отвергают игру в деле подготовки к школе.

Для того, чтобы, понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, готовящемуся к поступлению в школу, давайте вспомним, какими психологическими качествами должен обладать ребенок к этому возрасту.

К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы такие универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности как умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов.

Познавательная активность присуща любому здоровому ребенку. Детская любознательность – это основа приобретения знаний. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний.

Если умственная (познавательная) активность создает потребность к работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Так, будущий школьник для решения посильной для него задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддерживать последовательность следования мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом. Иными словами, ученик должен уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, т. е. уметь действовать в уме по определенным правилам. Для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам.

Однако ребенок достигает игры с правилами, только пройдя через развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней ролевыми отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, развивается из сюжетной игры и т. д.

С развитием игр по правилам становится важным не только процесс игры, но и результат. Причем важен не результат каждого сам по себе, а соотнесение его с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения, действия с дидактическим материалом. Любая игра с правилами требует от участников принятия правил (знание готовых правил игры или договора о правилах) и их соблюдения во время игры.

Игра с правилами имеет большое значение и для физического, сенсорного и умственного развития детей, осуществляющегося за счет содержания, материала, на котором развертывается каждая конкретная игра. Особенно важно игра с правилами для развития у детей нормативной регуляции поведения (контроль за выполнением правил).

В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность, процессуально не всегда приятную. Иными словами, в недрах игровой мотивации зарождается учебная мотивация, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков.

Игровая деятельность – это школа произвольного поведения. Чем больше дети играют, тем больше возрастает их способность подчиниться правилу. Таким образом у ребенка возникает потребность вести себя в соответствии с внутренним правилом, т. е. у него формируется способность подчиняться словесному правилу или представляемому.

Всякая игра содержит в себе скрытое правило, и развитие игры от ситуации со скрытым правилом к игре с открытым правилом. Школа – это большая игра со многими правилами и ребенок, не научившийся полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы. Только исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает место обучению.

К сожалению, сегодня со стороны взрослых уделяется все меньше внимание обучению детей игре. В дошкольных учреждениях воспитатели еле-еле справляются с режимными моментами и обязательными учебными занятиями. Даже во время обязательной прогулки воспитатели редко организуют или обучают детей игре. Но не стоит недооценивать игру ведь большое влияние игра оказывает и на развитие речи, поскольку игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая потребность понимать словесные инструкции своих товарищей, потребность общаться с ними, потребность в эмоциональном поощрении – стимулируют развитие речи.

И так, на что направлены развивающие игры:

1. Развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений.

2. Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря.

3. Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти.

4. Развитие умений планировать последовательность своих действий.

5. Развитие тактильных ощущений посредствам:

• определения объектов, предметов на ощупь;

• узнавания букв, написанных в воздухе, на теле и т. д.

Литература

1. Круглова Н. Ф. «Как помочь ребенку успешно учиться в школе» – СПб. : Питер, (Серия «Детскому психологу», 2004 г.

2. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. «Практикум для детского психолога» /Серия «Психологический практикум»/ Ростов н/ Д: «Феникс», 2004г.

Публикации по теме:

Мы говорим «игра», подразумеваем «детство». Детство – уникальная эпоха в жизни человека, а поэзия игры вдвойне уникальна, потому что составляет исходную сущность этой эпохи, она –.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов
Опубликовано: 17 февраля 2012 в 21:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД