МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»

Елена Тихонова
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»

Что понимается под культурой здоровья дошкольников и что в связи с этим становится предметом изучения?

Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры, которая позволяет личности осуществлять любой вид деятельности и осуществляться в этих видах деятельности самой.

Общечеловеческая культура (и как её часть валеологическая культура) обеспечивает человека социальной устойчивостью, способами вхождения в общественную жизнь путём осмысливания своей неотделимости от других и, в то же время, своей уникальности.

Публикация «Консультация для педагогов „Диагностика культуры здоровья дошкольников“» размещена в разделах

Культура позволяет внести в мир и личность смысл, человеческое значение, эмоциональный комфорт. Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества.

Смысл культуры здоровья выражается в обретении личностью смысла, заключающемся в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и удовлетворённости этими отношениями, которые человек строит на протяжении всей жизни.

Культура здоровья является условием успешной социализации и её результата – социально-личностного развития детей в дошкольном детстве.

Проблема социализации – одна из актуальных проблем педагогической науки. Это связано с тем, что каждый отдельный индивид становится Человеком именно в процессе социализации.

Что такое социализация?

Жан Пиаже (швейц. психолог, Роберт Мертон (американский социолог) рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к окружающему миру.

Игорь Семёнович Кон (отечественный социолог) определяет социализацию как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.

Лев Наумович Коган (отечественный социолог) понимает социализацию как приобщение индивида к ценностям общества, включение его в систему общественных отношений.

По мнению Анатолия Викторовича Мудрика, (доктор педагогических наук, исследователь проблем социализации) социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.

Чарльз Кули, Джордж Мид (американские социологи, психологи) говорят о социализации как процессе развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

В таком понимании социализации становится важным взгляд на человека как активного существа, способного к взаимодействию с окружающим миром. Так же считает и Галина Михайловна Андреева (отечественный социолог и психолог, рассматривая социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя:

- процесс усвоения индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей;

- процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счёт активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Таким образом, ребёнок становится субъектом социальных отношений, а успешность социализации дошкольника обеспечивается при условии его активного участия в процессе социально-личностного развития. Это возможно только при условии здоровья детской личности.

Какие же функции выполняет культура здоровья в социально-личностном развитии дошкольников?

Помогает ребёнку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребёнка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности

Даёт возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования

Обеспечивает становление субъектной позиции ребёнка в деятельности и общении, т. к. культура здоровья инициирует детскую активность

Позволяет ребёнку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие

Таким образом, культура здоровья дошкольника (или валелогическая культура) – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Компоненты:

- осознанное отношение к здоровью и жизни человека

- знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять его

Компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.

Каковы задачи диагностики культуры здоровья дошкольников?

1. Изучить особенности отношения ребёнка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2. Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

Всемирная организация здоровья (ВОЗ) предлагает следующее определение здоровья.

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Выделяют 4 направления диагностики представлений детей о здоровье:

здоровый человек;

организм человека;

безопасное поведение человека;

человек и другие люди.

3. Изучить готовность ребёнка решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; разумного поведения в непредвиденных ситуациях; оказания элементарной медицинской помощи и самопомощи.

4. Изучить особенности социально-личностного развития в связи с культурой здоровья.

Такая диагностика позволит:

- спроектировать здоровьесберегающий индивидуальный образовательный маршрут ребёнка;

- спроектировать педагогический процесс, учитывающий особенности развития ребёнка, содействующий укреплению и сохранению здоровья воспитанников;

- корректировать педагогический процесс, направленный на решение задач целостного воспитания и развития ребёнка;

- организовать сопровождение дошкольников специалистами в условиях целостного педагогического процесса (медики, психологи, педагоги и т. д.).

Методы диагностики

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которых фиксируются наблюдателем.

Виды наблюдений: включенное и невключенное.

1. Педагог участвует в определённой ситуации (например, моделирует опасную ситуацию для здоровья ребёнка) и анализирует поведение и действие ребёнка «изнутри».

2. Наблюдение ведётся извне (например, наблюдение за процессами умывания, одевания)

Виды наблюдений: кратковременное наблюдение, эпизодическое наблюдение, причинное наблюдение и наблюдение значимых ситуаций.

1. Наблюдение за деятельностью в определённое время, в течение дня (например, во время обеда, подготовки ко сну, выполнения физических упражнений)

2. Наблюдение, которое фиксирует отдельные проявления, реакции, факты поведения ребёнка (например, как играет в «больницу»)

3. Наблюдение по какой-либо причине (например, ссора между детьми, или ребёнок поранился – какова реакция сверстников).

Данный метод позволяет абсолютно точно фиксировать естественные проявления ребёнка, особенности его поведения, ничего не искажая при этом, ведь определённые действия ребёнка воспринимаются не изолированно, а в связи с другими действиями, размышлениями.

Важно!

Наблюдателю важно, готовясь к наблюдению, осознавать его цель и предмет (что вы изучаете и для чего, выбрать вид и способ наблюдения (как наблюдать, определить программу или схему наблюдения и способ оформления результатов (как фиксировать наблюдаемые явления0, от которых зависит результативность и простота интерпретации полученных данных.

Беседа – это метод сбора определённой информации в процессе личного общения ч человеком в соответствии с разработанной программой.

Достоинство метода – позволяет получить конкретную информацию от конкретного ребёнка в ходе естественного общения и взаимодействия с ним воспитателя, позволяет дошкольнику проявить инициативу, заинтересованность в содержании беседы.

Успешность метода зависит от степени его подготовленности воспитателем (определения цели, плана беседы, организационных моментов – место, время, приёмы установления контакта, учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей, их жизненного опыта, продумывание вопросов, способов и средств фиксации результатов).

При беседе используются прямые и проективные вопросы, наиболее подходящие для детского восприятия и понимания.

Прямые вопросы – с однозначно понимаемым смыслом и связанные с личным опытом ребёнка, самого ребёнка

Проективные вопросы включают в себя задачу, связанную с другими детьми, воображаемыми героями, проблемными ситуациями.

Важно помнить: каждый вопрос преследует определённую цель, которую необходимо достичь при общении с ребёнком. Если в ходе беседы одни и те же вопросы вызывают затруднения у большинства детей, возможно нужно их переформулировать, упростить, оснастить серией дополнительных уточняющих вопросов.

Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление определённой информации от респондента.

В анкетах могут использоваться открытые и закрытые вопросы.

Ответ на открытые вопросы даётся в свободной форме, таким образом выявляется компетентность человека.

К закрытым вопросам предлагаются ответы в готовом виде, и задача отвечающего выбрать один из вариантов.

Важно, чтобы вопросы анкеты отвечали замыслу исследования.

Анализ продуктов детской деятельности – рисунков, рассказов детей, участие ребёнка в диагностической (дидактической) игре и решение им игровой задачи. Наблюдательный воспитатель может извлечь из детского рисунка или рассказа валеологического содержания особенности отношения ребёнка к здоровью и здоровому образу жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе по воспитанию культуры здоровья дошкольниковФотоотчет о работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников Юлия Кравец Фотоотчет о работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Консультация для педагогов «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности» Саморазвитие личности – это популярная тема сегодняшней практической психологии. Подлинное личностное саморазвитие – это если всё, что узнали,.

Консультация для педагогов «Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у дошкольников» Консультация для педагогов: «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у дошкольников"[/b] Под средствами в.

Поясничный остеохондроз и его профилактика. Консультация для педагогов «Минутки здоровья» Ответственные инструктора по физической культуре: Штанько Римма Рифовна Кобикова Ольга Евгеньевна Поясница считается самым подвижным участком.

Консультация для педагогов «Урок здоровья как форма работы с детьми по физическому воспитанию» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников» Под термином.

Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Формы работы с детьми для улучшения здоровья дошкольников» Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство –.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у дошкольников» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения.

Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Диагностика культуры здоровья дошкольников»
Опубликовано: 16 января 2019 в 09:51
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД