ОЛЬГА ГРИГОРЬЕВА
Консультация для родителей «Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников»
«Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников»
Публикация «Консультация для родителей „Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Культура безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать опасностей, сохранить здоровье отдельного индивида, но и предотвратить их. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности детей целесообразно начинать с дошкольного возраста.
Работа по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ проводится в следующих образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и, конечно, «Физическое развитие».
Физическое развитие дошкольников, непосредственным образом связано с охраной и укреплением их психического и физического здоровья, которое содействует всестороннему развитию личности ребенка.
Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка.
Маленькие дети постоянно требуют повышенного внимания, особенно если они занимаются какой-либо деятельностью: или игра, или рисование, выполнение различных поделок и, тем более, занятия на физкультуре. В любой деятельности детей одной из главных задач педагога является обеспечение безопасности, что подразумевает соблюдение техники безопасности.
В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей :
а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.
В чем заключается соблюдение техники безопасности на физкультурных занятиях?
1. Форма ребенка. Как с гигиенической точки зрения, так и с точки зрения безопасности у каждого малыша на занятии должна быть спортивная форма : хлопковая (дышащая) футболка, носки и обувь, на удобной, мягкой, резиновой подошве.
2. В спортивном зале всегда чисто и светло.
3. Инструктор и воспитатель, заранее, знают кто из детей освобожден от физической нагрузки.
4. Перед выходом на физкультурное занятие в зал, обязательно проверяется нет ли у детей во рту жвачки, конфеты, леденца и др.
5. Переход детей из группы в спортзал осуществляется в сопровождении двух взрослых (первый - спереди детей, второй – сзади).
6. Перед началом каждого занятия и, перед изучением нового материала, инструктор обязательно проводит инструктаж в доступной для детей форме.
7. Для того, чтобы избежать травм, случайных растяжений и т. п, каждое занятие начинается с хорошо продуманной разминки.
8. Все дети во время занятий находятся постоянно в поле зрения инструктора физкультуры и воспитателя. Ни в коем случае нельзя отвлекаться на посторонние дела (телефон, разговор с кем-либо и др).
9. Ведётся постоянное наблюдение за состоянием детей во время занятий, регулируется нагрузка упражнений согласно нормативной программе, соответственно возрасту и группе здоровья детей.
10. Обязательно организуется страховка детей в тех видах упражнений, в которых она необходима. Даже если ребенок легко справляется с заданием, ни в коем случае он не остаётся без страховки (например, лазанье по гимнастической стенке, ходьба по гимнастической скамейке и др).
11. Во время физкультурного занятия дети самостоятельно, без руководства взрослого, не берут в спортивном зале какой-либо инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки и др).
12. Перед проведением подвижных игр четко разъясняются ребенку правила игры, которые нельзя нарушать.
13. Выход из зала после занятий всегда организованный и в сопровождении взрослых.
Таким образом, использование разнообразных форм организации двигательной деятельности и соблюдение, выше перечисленных, правил техники безопасности создает оптимальный двигательный режим, способствующий воспитанию основ культуры, как совокупности ценностей и знаний, что формирует культуру безопасной жизнедеятельности и укрепляет здоровья дошкольников.