МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР»

Ольга Бердникова
Консультация для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Н. М. Амосов.

Приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста, развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее воспитательное пространство.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах

2 слайд – определение

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести :

- рально-психологический климат;

- экологию и гигиену;

- современный дизайн;

- рациональный режим жизни, труда и отдыха;

- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

В последнее время возрастает количество детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Среди них значительная часть детей имеет низкий уровень речевого развития. Для таких детей создают особые специальные условия развития и воспитания – группы компенсирующей направленности с нарушениями речи. Поэтому цель работы педагогов групп для детей с ОНР – повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в логопедической группе через организацию единого, коррекционно-образовательного пространства.

3 слайд

Приоритетным направлением работы всех специалистов в таких группах является сохранение и укрепление здоровья детей с обязательной коррекцией недостатков речевого развития. Для достижения максимального эффекта оздоравливающий процесс, как и коррекционный, должен пронизывать все виды деятельности ребенка и сопровождать его в течение всех режимных моментов.

4 слайд

Система методов по внедрению педагогики оздоровления предусматривает работу по нескольким направлениям: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное, медицинское.

5 слайд

Основными условиями сохранения и укрепления здоровья детей, воспитывающихся в группе ОНР являются:

-Реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;

-Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

-Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

-Создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

-Реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;

-Реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Логопедическое направление коррекционного воздействия является ведущим в логопедической группе. Главная задача - это коррекция нарушений речи, а так же всестороннее развитие ребёнка в дошкольном возрасте и подготовка его к школьному обучению путём использования адекватных коррекционных приёмов и методов работы с детьми.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в различных формах, поэтому планируется разными специалистами по всем видам здоровьесбережения.

6 слайд

Важное место в работе по сохранению и укреплению здоровья детей с ОНР занимает развитие моторной сферы: развитие общей моторики, развитие пальцевой моторики, развитие моторики артикуляционного аппарата.

7 слайд

Коррекционная работа направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитию статистической выносливости, исправлению неправильных поз, координации речи и движения, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитию тонких двигательных координации, необходимых для формирования навыков письма. Развитие общей моторики осуществляется на всех видах занятий.

8 слайд

В коррекционно-педагогическом направлении представлены динамические паузы и подвижные игры. Они хорошо влияют на физическое здоровье, психоэмоциональное состояние детей, тонизирует весь организм. На каждом занятии при изучении определённой лексической темы подбираются подвижные игры и физкультминутки, соответствующие тематике. Поскольку дети с ОНР не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то такая форма работы особенно актуальна. Эти игры применяются воспитателем и другими специалистами на занятиях, в утренние и вечерние часы, рекомендуются проводить их дома родителям. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, ненавязчиво корригируются недостатки речи, активизируется словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал и развивается мышечная активность.

Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов.

Слайды 9,10,11.

12 слайд.

Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток.

Напомню основные приё мы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.

Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».

Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.

Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.

Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). В логопедической практике часто применяется массаж языка, нёба, губ.

Слайды 13,14,15,16.

Особое внимание в логопедической работе уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области».

Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук.

Все упражнения проводятся в игровой форме.

Слайд 17.

Большое внимание в работе с детьми с ОНР уделяется артикуляционной гимнастике. Она проводится ежедневно в утренние и вечерние часы воспитателями, логопедом на индивидуальных и фронтальных занятиях, в свои занятия включает и музыкальный руководитель. Артикуляционные упражнения развивают моторику речевого аппарата, улучшается амплитуда движений, переключаемость, улучшается состояние мышц языка. Артикуляционные упражнения выполняются в сопровождении стихотворного текста или специально подобранной музыки.

Слайд 18

Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:

проведение артикуляционной гимнастики для развития подвижности губ, для щек, языка, нижней челюсти, мышц глотки и мягкого неба.

Слайды 19,20,21,22,23,24

Слайд 25.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащённость дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный добор воздуха, неправильная осанка.

Проводя игровые дыхательные упражнения «Забей мяч в ворота», «Листопад» осенью, «Снегопад» зимой, «Чья лодочка дальше уплывёт?» весной и много других на занятиях, в свободной деятельности, мы рекомендуем и родителям эту работу продолжать и дома. Для улучшения речевого дыхания разучиваем с детьми чистоговорки, загадки, пословицы, которые учимся произносить на одном выдохе.

Слайды 26,27

Здоровьесберегающий эффект имеют и другие виды работы с детьми.

-Самомассаж активных точек лица для снижения уровня респираторных заболеваний.

-Зрительные упражнения, направленные на сохранение зрения.

-Подвижные и спортивные игры.

-Ходьба по массажным коврикам.

-Технологии обучения здоровому образу жизни (игротреннинги, игротерапия, проблемно-игровые занятия, занятия из серии «Здоровье»).

-Формирование гигиенических и социально-бытовых навыков (умывание, чистка зубов и т. д.)

-Релаксация, психогимнастика, методы обучения способам мышечного расслабления, повышающие эмоциональное и психологическое благополучие детей.

-Упражнения для развития графомоторных навыков. В этом направлении используются: раскраски, обведение контура, штриховки, рисунки по клеточкам, работа над образом буквы, игры с предметами домашнего обихода, игры - шнуровки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Эссе «Быть здоровым — это значит…» Авторская работа. Выполнила: Пятаева Ольга Николаевна воспитатель Здоровье никогда не может с потерять своей цены в глазах человека, м потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР»
Опубликовано: 29 января 2014 в 21:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Здоровьесберегающая среда в работе с детьми с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бердникова (УИ 85650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД