Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»

Марина Смирнова
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»

Одним из главных условий всестороннего формирования личности ребенка является обеспечение его нормального физического развития. Что и как нужно делать для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребенка, развить его силы и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость организма к болезням?

Чтобы ответить на все эти вопросы, воспитатель должен знать, что для обеспечения нормального физического развития необходимо, прежде всего, соблюдение гигиенического режима, т. е. рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы в семье, так же как и в детском саду, выполнялось основное требование режима - точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов деятельности другими. Чтобы родители сознательно стремились к выполнению этого требования, им следует рассказать о значении режима в жизни ребенка.Для этого используются различные средства: тематические выставки, коллективные и индивидуальные беседы с родителями, консультации врача, организованные педагогами, общие и групповые родительские собрания и т. п. Режим строится с учетом анатомо-физиологических особенностей детей. Что должны знать о них родители?

В дошкольном возрасте у ребенка в коре больших полушарий головного мозга легко образуются различные временные связи. Это так называемые условные рефлексы, которые со временем закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек поведения человека. Эти привычки могут быть полезными и вредными. Например, привычки беспорядочно принимать пищу, ложиться спать в различное время и в будущем может привести к расстройствам пищеварительного тракта, нарушениям нормальных функций нервной системы. В то же время привычка в одно и то же время есть, не только способствует хорошему аппетиту, но и лучшему усвоению пищи организмом.

Систематическое чередование различных видов деятельности создает необходимый ребенку режим отдыха, умственной и двигательной нагрузки, Дети постепенно привыкают к смене отдельных элементов режима, и привычный ритм жизни начинает положительно влиять на их самочувствие,настроение и поведение: повышается работоспособность, интенсивнее усваиваются знания, дети меньше утомляются, активнее проявляют себя в различных видах деятельности.

Организация и повседневное выполнение режима жизни ребенка дома способствуют не только укреплению его здоровья и нормальному физическому развитию, но и воспитанию таких необходимых качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей жизни.

Привычная смена элементов режима не вызывает у детей отрицательных эмоций даже в том случае, если приходится переключаться с одного, более интересного вида деятельности на другой, менее увлекательный.

Следует рассказать родителям, что выполнение режима – это прежде всего укрепление нервной системы ребенка. И не только ребенка младшего дошкольного возраста, у которого нервная система особенно ранима и ее процессы неустойчивы. Это в полной мере относится и к старшим дошкольникам. Если ребенок возбужден, капризен, раздражителен, переход его в школу сопряжен с дополнительными трудностями.

Некоторые родители переоценивают возможности детей, особенно старших дошкольников, считая, что они уже достаточно выросли и окрепли. Нарушая режим, такие родители разрешают детям позже лечь спать, не отдыхать днем, подольше посмотреть телевизор или посидеть за столом с гостями. Необходимо предостеречь их от этого. Систематическое переутомление истощает нервную систему, ребенок раздражается, капризничает. Постепенно такое поведение входит в привычку.

От того насколько родители внимательно относятся к соблюдению режима, во многом зависит бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние ребенка. Засиделись гости, ребенка вовремя не положили спать. «Ничего, быстрее заснет», - думают родители. Но нервная система малыша перенапряглась, он капризничает, не слушается, плачет, долго вертится в постели, заснув, вскрикивает во сне. На следующий день он не хочет вставать, отказывается идти в детский сад.Или: мама с утра занята приготовлением воскресного обеда. Она хочет вкусно всех накормить, доставить тем самым удовольствие близким. Как следует не позавтракав, в ожидании заманчивого обеда дети перекусывают «на ходу». Время их обеда прошло, давно наступила пора дневного отдыха. И, когда все торжественно усаживаются за стол, дети отказываются от еды.Мама искренне огорчена: она так хлопотала! Посоветуйте такой маме следующий раз в подобном случае обязательно покормить детей чем-нибудь в обеденное время, уложить спать, а обед для всей семьи организовать после дневного сна.

Важно не только вовремя накормить и уложить спать ребенка. Время пребывания его дома должно быть, так же как и в детском саду заполнено интересными играми, различными занятиями, выполнением посильных трудовых обязанностей. Это приучает детей к самостоятельной деятельности, проделанным нормам поведения. Для этого родителям надо рассказать, как правильно организовать быт ребенка. Рационально чередовать занятия, отдых, выделить время, для выполнения трудовых поручений различного вида развлечений и забав.

Неравномерная занятость взрослых членов семьи в зависимости от характера работы (сменная, суточная, сезонная) иногда создает дополнительные трудности в организации и постоянном выполнении режима жизни детей. Воспитатель должен помочь родителям, учитывая специфику жизни каждой отдельной семьи, построить режим ребенка дома.

Потребность во сне у ребенка значительно большая, чем у взрослого, и чем ребенок младше, тем количество часов для полного удовлетворения этой потребности возрастает. Так продолжительность сна ребенка первых трех лет – 14-15 часов в сутки. Для детей 4-7 лет достаточно 11-12 часов.

В то же время нужно обратить внимание родителей на то, что количество часов сна, необходимое каждому ребенку, должно колебаться не только в зависимости от возраста, но и с учетом ряда других факторов. Например, при пребывании его длительное время в шумной обстановке, в большом детском коллективе потребность в сне увеличивается. Более подвижный, легко возбудимый или истощенный ребенок также нуждается в более продолжительном сне, чем спокойный, упитанный, флегматичного темперамента.

Но важно не только количество часов, проведенных ребенком в постели. Для того чтобы указанное выше количество часов сна было достаточным и обеспечивало полноценный отдых, необходимо соблюдение определенных правил и создание благоприятных гигиенических условий.

Важно, чтобы дети ложились в постель, засыпали и просыпались в определенное время. Если процедура приготовления ко сну носит постоянный характер (уборка игрушек, умывание, пожелание спокойной ночи и т. д.) она действует на ребенка успокаивающе, он быстро засыпает, сон его глубок и спокоен. Перед тем как уложить детей спать, нужно обязательно проветрить помещение, создать по возможности тихую обстановку. Бытующее среди некоторых родителей мнение, что нужно приучать ребенка спать под любой шум, крайне ошибочно. Конечно это не значит, что ребенок должен спать в абсолютной тишине. Но громкие разговоры, шум, яркий свет не только мешают заснуть, но и делают сон детей неглубоким, беспокойным.

Детей следует приучать ежедневно застилать свою постель. Сначала ребенок лишь помогает взрослым. К 4-5 годам он должен уметь делать это самостоятельно и без напоминаний. Питание в семье должно быть таким же разнообразным и калорийным как в детском саду. Все компоненты, входящие в пищу (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода, должны содержаться в дневном рационе ребенка в достаточном количестве и правильном соотношении.

Очень важно, что бы родители знали правила хранения продуктов и приготовления пищи. В пищу ребенку должны поступать только свежие, высококачественные продукты.

Следует обратить внимание родителей и на количество пищи, принимаемое ребенком единовременно. Излишний ее объем обременяет пищеварительный тракт, может вызвать болевые ощущения и даже нарушения его функций, если перегрузка происходит систематически.

Недостаточное количество пищи, съедаемое ребенком, не дает чувства насыщения, оставляет неудовлетворенной потребность организма. Необходимо напомнить родителям и об эстетике оформления блюд и сервировке стола.

В физическом воспитании особое место отводится закаливаю организма ребенка. Родителям надо рассказать, что в укреплении детского организма играют роль не только специальные закаливающие процедуры. Важным условием закаливания прежде всего является, как можно большее пребывание детей на воздухе. Необходимо разъяснить родителем обязательность пребывания детей на воздухе в любую погоду. Вечернюю прогулку родителямнетрудно организовать: она не требует длительного времени и всегда привлекает детей. После такой прогулки у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, Дети быстро засыпают и спят более глубоко. Умывание и мытье рук прохладной водой также относится к повседневному закаливанию. Занятия физической культурой должны стать в семье традицией, лишь тогда они принесут пользу.

Совместные с родителями игры, спортивные развлечения, прогулки и экскурсии на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Утренняя гимнастика обязательна и в те дни, когда ребенок не пошел в детский сад. Родители должны быть знакомы с комплексами упражнений – это пригодится им и тогда, когда ребенок пойдет в школу.

Физические упражнения, подвижные игры следует рекомендовать родителям проводить в различное время. Но целесообразнее делать это в первой половине дня, так как к вечеру дети устают. Кроме того, излишнее возбуждение неблагоприятно влияет на сон ребенка.

Нужно предупредить родителей о том, что не следует заниматься с детьми физическими упражнениями, организовывать подвижные игры с большой мышечной нагрузкой непосредственно после еды.

Активная деятельность ребенка в силу его быстрой утомляемости и отсутствия самоконтроля должна находиться под постоянным наблюдением взрослых. Нельзя допускать излишнего переутомления детей. В то же время малоподвижных, пассивных ребят надо побуждать к различного рода физическим упражнениям.

Во многих семьях занятия физической культурой, подвижные игры проводятся совместно со взрослыми. Этот опыт следует широко пропагандировать, так как такие занятия не только развивают ребенка физически, но и имеют огромное воспитательное значение: повышают авторитет взрослых, желание подражать им, способствуют складыванию дружных, доброжелательных взаимоотношений, воспитывают любовь к физической культуре, создают бодрую, дружную обстановку в семье.

Для развития движений нужно,чтобы у каждого ребенка дома были необходимые пособия: мячи, прыгалки, серсо, кегли, бадминтон, лыжи, коньки, санки.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Физическое развитие детей дошкольного возраста В современном мире для человека, да и для общества в целом, не существует большей ценности, чем здоровье. В результате этого возрастает.

Групповая консультация «Физическое развитие детей 4-х лет» Групповая консультация «Физическое воспитание детей 4-х лет» Цель : Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-х лет в развитии.

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем и Челышевой М. П. педагогом психологом МБДОУ «Детский сад комбинированного.

Консультация для педагогов. «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста» «Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии.

Консультация для педагогов «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила : воспитатель Долдонова Л. Ф. Приобщение ребёнка.

Консультация для родителей и педагогов «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к пяти годам начинают складываться важные.

Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед.

Методическая разработка «Система мероприятий направленных на физическое развитие детей дошкольного возраста» Управление образования администрации Ермаковского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Танзыбейский детский.

Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста» Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»
Опубликовано: 7 ноября 2016 в 15:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День весенних стенгазет на МААМ

Весна — лучшая художница. Уверенно держит кисть с яркой краской и меняет черно-белый однообразный пейзаж зимы на разноцветное панно. Сине-желтый ковер из первоцветов, сочная зеленая травка, цветущие...

31 марта. День травянчиков на МААМ

Мы всегда тянемся к чему-то новому, необычному, близкому к природе. А в повседневной жизни, среди серых будней, – ищем радости и праздника, свежих впечатлений. Немало позитивных эмоций смогут нам...

Мастер-класс «Кошка-гармошка» поделка для детей
Задачи: 1. Учить складывать бумагу пополам. 2. Развитие мелкой моторике рук. 3. Воспитывать гуманное отношение к животным. Для мастер-класса...
Конспект НОД по пластилинографии в подготовительной группе «Веточка мимозы»
Цель: - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование знакомых техник лепки. Задачи: - познакомить детей с растением...
Фотоотчёт «Развлечение для детей второй младшей группы «Вот Сорока-белобока прилетела...
«Топ-топ по дорожке, топ-топ мы в сапожках. » - топали малыши за Хозяюшкой на развлечение. А вот и Сорока прилетела, много разных затей и новостей...