Татьяна
Консультация для педагогов «Физминутки — это важно!»
В наше время наблюдается рост числа детей, которые страдают от частых заболеваний, имеют неправильную осанку и ослабленное зрение. Почему так происходит? Ответ прост: современный образ жизни оказывает сильное влияние на здоровье детей. Всё меньше времени они проводят на свежем воздухе, занимаясь активными играми, и всё больше предпочитают проводить время перед телевизором или за компьютерными играми. К тому же, уже в возрасте 6-7 лет они оказываются за школьной партой, и нагрузка на их организм значительно возрастает.
Публикация «Консультация для педагогов „Физминутки — это важно!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Продолжительные периоды сидения за партой без возможности расслабиться и размяться в течение нескольких занятий подряд могут привести к значительной усталости, ухудшению зрения и болезненным ощущениям в позвоночнике. В результате уже не самое крепкое здоровье детей дополнительно страдает. Поэтому одной из важнейших задач образовательной среды является сохранение и укрепление здоровья детей. Каждый педагог должен создать условия на занятиях, которые помогут не только эффективно усваивать учебный материал, но и поддерживать и улучшать здоровье детей.
Физминутки на занятиях представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и напряжения. Однако перед тем, как предложить детям проведение физминутки, важно определить, что именно устает у детей на данном этапе занятия, и какие именно упражнения могут помочь им расслабиться и восстановить силы.
Основные требования при составлении
комплекса физкультминуток
Важно уделять внимание как продолжительности (1-2 минуты, так и содержанию физминуток, а также следить за эмоциональным состоянием детей во время их выполнения и интересом к их повторению. Физминутки проводятся примерно через 15-20 минут после начала занятия или перед началом как организационного момента.
Упражнения должны быть простыми, интересными, доступными детям и желательно связанными с содержанием занятий, чтобы они имели игровой характер. Комплекс физминуток состоит из одного-двух упражнений, которые повторяются 4-6 раз. Замена комплекса рекомендуется проводить не реже одного раза в две недели.
В составе комплекса упражнений могут быть включены гимнастика для формирования правильной осанки, укрепление зрения, упражнения для кистей рук, занятия для лица и гимнастика для органов дыхания. Во время практических занятий, таких как физкультура и ритмика, физминутки не проводятся.
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и помогать снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивания, наклоны, повороты, приседания, подскоки и бег на месте. Также важно включить упражнения для кистей рук, такие как сжимание, разжимание и вращение.
Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук и позвоночник. В момент наибольшего напряжения и утомления, когда ребёнок начинает терять концентрацию и трудности сосредоточения, физминутка становится наиболее необходимой. Её продолжительность составляет 1-2 минуты, но она очень важна для восстановления энергии и снижения уровня усталости у детей.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение (И. п.): сесть на стул, руки положить на колени.
Расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Упражнение 1
На раз - поднять глаза вверх,
на два - смотреть прямо,
на три - потупить взор книзу,
на четыре - смотреть прямо (8 раз) Упражнение 2
На раз - смотреть на переносицу,
на два – прямо (8 раз)
Упражнение 2
На раз - смотреть влево,
на два - прямо,
на три - смотреть вправо,
на четыре - перед собой. (8 раз) Упражнение 4
Круговые обороты глазами
(4 раза влево, четыре вправо)
Упражнение 3
На раз - смотреть на переносицу,
на два – прямо (8 раз)
Упражнение 4
Круговые обороты глазами
(4 раза влево, четыре вправо)
Для снятия напряжения с глаз очень эффективно использовать зеленый цвет, который известен своим успокаивающим воздействием на глаза и нервную систему. Поэтому имеет смысл создать зеленый круг из картона или пластмассы и использовать его для выполнения специальных упражнений для глаз.
Чтобы глаза могли отдохнуть, можно провести несколько простых упражнений, не вставая с места: посмотреть вверх, вниз, направо, налево, а также нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Дополнительным плюсом будет сопровождение этих упражнений стихотворным текстом, что поможет еще больше расслабить глаза и улучшить концентрацию.
На занятиях рисования, дети часто сжимают карандаш или кисточку слишком крепко, полагая, что это поможет им создать красивый рисунок. Однако такой излишний натиск приводит к быстрому утомлению мелких мышц рук и кистей. Чтобы помочь расслабиться в этой ситуации, можно использовать следующие упражнения:
1. Последовательно соединяйте пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветок. Затем сомкните пальцы, чтобы образовать бутон. Повторяйте упражнение, чередуя задания "цветок" и "бутон".
3. Сожмите пальцы обеих рук, как будто держите маленький шарик, а затем начните постепенно "надувать" этот шарик, разводя пальцы в стороны.
4. Раскройте ладонь и поставьте её перед собой, затем постукивайте пальцами другой руки по ладони, изображая бег лошадок.
Эти упражнения помогут расслабить мелкие мышцы рук и кистей. Также можно использовать стихотворные упражнения, чтобы добавить элементы развлечения и улучшить эффективность расслабления.
Физкультурно-спортивные физкультминутки представляют собой стандартную гимнастику, выполняемую в строгом ритме под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение в этой группе разработано для укрепления конкретных мышечных групп, включая бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные физкультминутки зависят от фантазии и творчества педагога. В ходе таких минуток дети имитируют движения и звуки различных объектов и животных, таких как машины, паровозики, животные, лягушки, обезьянки, кузнечики, пчелы. Эти упражнения помогают детям переключиться и поднять настроение, а также развивают их фантазию и координацию движений.