Екатерина Щукина
Консультация для педагогов «Формирование читательской культуры через художественно — творческую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что в последние годы педагоги и родители с тревогой отмечают тот факт, что дети стали в разы меньше читать.
Согласно статистическим данным проводимых исследований, престиж чтения среди детей заметно снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями: компьютерными играми, просмотрами телевизионных передач и прослушиванием музыкальных произведений. Данные исследований свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33 %) вообще не любят читать. В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую различные ученые называют по-разному: «визуальная», «видео культура», «электронная культура». Меняется домашняя среда. В которой растет и развивается ребенок: к домашней библиотеке, которая прежде была у каждого, добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование читательской культуры через художественно — творческую деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Некоторые ученые говорят уже о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе был назван «кризисом чтения».
Чтение относится к общенациональным проблемам. От его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации.
Сейчас как никогда актуален вопрос: «Что и как читать детям, чтобы вернуть им интерес к чтению?»
Необходимо не только разработанное специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, в мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.
Приоритет книги, уважение к ней, к человеку читающему, и как следствие много знающему, нужно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста, а не со школьных лет, как это часто происходит в последние годы. Чтобы уже в дошкольном возрасте пробудить у ребенка интерес к книге, необходима и важна совместная работа детского сада и семьи.
Пробуждая интерес к книге в раннем возрасте мы, педагоги и родители, последовательно формируем в ребенке личность будущего читателя, развиваем кругозор, духовные и эстетические потребности, способности к эмоциональному восприятию художественных произведений, к сопереживанию.
Работа по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы должна включать в себя:
-ежедневное чтение сказок, стихотворений, рассказов;
-самостоятельное рассматривание детьми книг;
-детское словотворчество;
-драматизация литературных произведений;
-прослушивание грамзаписей литературных произведений в исполнении
мастеров художественного слова, музыкальное сопровождение;
-знакомство детей с биографией авторов;
-заучивание стихотворений (не только к праздникам);
-придумывание детьми (коллективно и индивидуально) не больших
рассказов, сказок на различные темы и прослушивание их в группе;
-рисование и изготовление поделок по сюжетам художественных
произведений.
Все это важно проводить не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в свободном общении педагога с детьми на основе художественной литературы.
Разумеется, при планировании работы важно учитывать как возрастные. Так и индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности.
Особенно хочется акцентировать внимание на том, как относится педагог к процессу чтения : если воспитатель относится к процессу общения с книгой формально – дети тотчас это почувствуют. Если же воспитатель проявляет искренний интерес к процессу чтения, словотворчества – то и дети сумеют проникнуться и начнут получать интерес от общения с книгой.
В детской книге, как нигде больше, сочетаются два вида искусства: художественное слово и изобразительное творчество (живопись, графика). Огромное количество замечательных художников посвятила свой талант тому, чтобы иллюстрировать детские книги, сделать их еще больше привлекательными для ребенка.
Именно поэтому так важен выбор книг для дошкольников. Иллюстрация – первое что привлекает или не привлекает малыша к книге.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, важно заострять внимание ребенка не только на самом изображении, но и на красочной гамме, эмоциональной выразительности, художественных деталях, характеризующих персонажей и их взаимоотношения, стараться, чтобы ребенок проникся чувствами и настроением, которые выражает иллюстрация.
Знакомясь с множеством книг. Дошкольник постепенно начинает относиться к книге, как к эстетическому объекту.
Хорошо иллюстрированная книга формирует художественный вкус, способствует художественному развитию, побуждает к творчеству. Подбирая иллюстрации, не следует забывать о том, что они не только поясняют ребенку текст, но и активизируют его фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.
В процессе рассматривания иллюстраций следует:
-сосредоточить внимание на деталях, цвете, особенностях
изображения4
-задавать вопросы о внешнем виде, характере, настроении героя.
Знакомя детей с новыми произведениями, непременно нужно рассказать и о жизни писателя, его книгах.
Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка
Полезно поместить в книжный уголок портрет писателя. Чтобы дети имели возможность разглядеть его, запомнить черты лица.
После рассказа проводится совместная с детьми и их родителями деятельность : это не только чтение книг в детском саду, но и дома, прослушивание аудиозаписей, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценировка произведения, видоизменение его путем изменения концовки произведения, внесение в него новых персонажей и так далее.)
Таким образом, знакомство детей с писателем и его творчеством будет проходить в системе.
Для заучивания наизусть стоит подбирать такие стихотворения, которые будут интересны детям, вызывают у них эмоциональный отклик, помогают им общаться, сопереживать, играть.
В процессе заучивания наизусть так же важна наглядность: игрушки, предметы, иллюстрации, рисунки, картины. Особое внимание следует уделить картинам природы.
Соединение наглядного и словесного изображения позволяют сделать речь ребенк более выразительной.
При разучивании некоторых стихотворений может быть использовано построчное запоминание
Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не могут запомнить строки или стесняются, скрыться в общем хоре голосов.