Получи документы

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Невалёнова
Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Средства развития музыкальных способностей.

Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.

Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме вызывать интерес детей к музыке, а также обучать их основным понятиям музыкальной грамоты.

Рекомендуется использовать музыкально-дидактические игры, с помощью которых развивается у детей чувство ритма, координация движений, способности к творческим начинаниям, а также дают возможность раскрепоститься. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее. Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. Детям очень интересно участвовать в таких играх, при этом происходит музыкальное развитие ребенка : развивается чувство ритма, координация движений, слух, память, воображение, внимание. Также музыкальные игры раскрепощают стеснительных и зажатых детей и раскрывают творческий потенциал. В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности, поэтому музыкальные занятия будут ребенку очень полезны для его развития.

Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

• Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.

Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.

• Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.

• Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.

Игровое обучение музыке.

Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:

Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.

1. Занятия, повышающие чувство ритма.

2. Игровые тренировки музыкальной памяти.

Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.

Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей :

1. Ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2. Музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

1. Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях

с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми

упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

2. Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей музыкально-слуховых представлений является расширение восприятия звуков.

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

• Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.

• Определение направления звука и местонахождения его источника.

• Различение голосов.

• Повторение простых мелодий на слух.

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

3. Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

1. Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.

2. Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.

3. Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.

4. Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока. Танец также развивает чувство ритма.

5. Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Для достижения эффективного развития музыкальных способностей есть задачи :

• учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

развивать музыкальное восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

• совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;

• воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Для достижения данных задач, нужно уметь правильно подобрать музыкальный материал для детей, соответствующие возрасту и развитию. Существуют музыкально-дидактические игры, направленные на развитие определенных музыкальных способностей :

• игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);

• игры, развивающие чувство ритма;

• игры, способствующие восприятию музыки;

• игры для развития музыкальной памяти.

Музыкально - дидактические игры осваиваются детьми постепенно во время музыкальных занятий. Важно, чтобы воспитатель в свободное время закреплял знания и навыки детей, приобретенных на музыкальных занятиях. Так на прогулках дети могут играть в музыкальные игры с воспитателем, а затем самостоятельно.

Одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей. Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально - дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Главное, чтобы эта работа была

проделана общими усилиями воспитателей и родителей, в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

Публикации по теме:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Консультация для воспитателей [ Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках,.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр» Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр» Воспитатель:.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: познакомить.

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Начинать нужно уже с внутриутробного развития.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Что дает человеку творчество? Прежде.

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т. А. Боровик «Хор рук» Ход мероприятия:Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания. Я мастер-класс сегодня покажу, Много интересного, поверьте,.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 13:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Невалёнова (УИ 1278216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД