Лучший педагог года

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности

Ирина Репина
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности

МБДОУ «Детство»

Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности

(сообщение из опыта работы)

Музыкальный руководитель : Репина Ирина Владимировна

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности» размещена в разделах

Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Развитие музыкальных способностей детей проходит через интеграцию различных видов деятельности. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. «Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания». Интегрированная деятельность - это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.

Интегрированное занятие должно быть :

-четким, компактным;

-изучаемый материал логически взаимосвязан;

-доступный изучаемый материал;

Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированных занятиях лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная. Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы даёт большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Структура проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста :

- Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.

- Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

- Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не даёт детям утомляться. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребёнка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентир идет на ребёнка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать её характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Социализация»

- За счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);

- Приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Безопасность»

- За счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении) .

Образовательная область «Познавательное развитие»

- За счет сенсорного развития;

- Формирования элементарных математических представлений;

- Формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .

Образовательная область «Речевое развитие»

«Развитие речи»

- За счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;

- Расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.

«Чтение художественной литературы»

- За счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .

- Приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«Приобщение к искусству»

- Приобщение к народному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;

- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.

«Изобразительная деятельность»

- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)

Образовательная область «Физическое развитие»

«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

- Воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);

- Формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).

«Физическая культура»

- За счет развития физических качеств (скоростных, гибкости, координации);

- Накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;

- Формирования у детей потребности в двигательной активности.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.

Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Диапазон тем таких занятий широк. Это и тема природы, и темы, посвященные растительному или животному миру, тема социального характера.

Интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребенка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, создаются условия для творческих проявлений.

В зимний лес на санках

Интегрированное занятие в средней группе

Музыкальный руководитель : Репина И. В.

Цель: Развивать у детей воображение, мышление, творческие способности. Укреплять межпредметные связи.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные образы.

- Учить передавать в движении содержание текста песни, особенности игрового образа.

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

- Совершенствовать чувство ритма.

Развивающие :

- Прививать навык работы в новой художественной технике.

- Развитие музыкальности ребенка.

- Развитие художественно-творческих способностей.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей доброжелательность и искренность.

- Формировать выдержку, умение действовать по сигналу.

- Воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.

Предварительная работа: разучивание песен, игр, чтение русской народной сказки «Зимовье зверей», рассматривание изображений животных.

Материал: шапочки зверей для игры, металлофон, колокольчики, вата, альбомные листы, гуашь, кисточки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Вот и зима к нам пожаловала.

Она зовет играть в снежки, на саночки садиться,

Спешить в морозные деньки на горку веселиться.

Сегодня мы поедем в зимний лес на санках – посмотреть, как зимуют звери. Давайте споем песню о санках.

А. Старокадомский «Песня «Кукла»

Музыкальный руководитель : А теперь садитесь в парах в сани и поедем в лес.

Дети встают парами, «едут» под песню А. Филиппенко «Сани».

Музыкальный руководитель : Далеко мы с вами заехали. Как тихо в зимнем лесу! Только позванивают сосульки на ветках деревьев. Давайте покажем, как звенят сосульки.

Н. Картушина «Музыка леса» -- игра на колокольчиках и металлофоне.

Музыкальный руководитель : А в зимнем лесу живут разные звери. Давайте посмотрим, кто там ходит по лесу.

Дидактическая игра «Кто как идет» муз. Г. Левкодимова.

Дети слушают и узнают музыкальные произведения, передают образы зверей в простейших имитационных движениях.

Музыкальный руководитель : А вы умеете танцевать, как лесные звери? (ответы детей)

Е. Гомонова «Пляска лесных зверей» -- танцевальное творчество.

Музыкальный руководитель : Молодцы, хорошо ваши звери танцевали! А сейчас нам надо пройти по лесу через «сугробы» вон к тем столам.

А. Гречанинов «Лошадка» - ходьба с высоким поднятием колена.

Музыкальный руководитель : А каких еще зверей, живущих в лесу вы знаете? (ответы детей) Давайте нарисуем их с помощью ватного комочка.

Воспитатель объясняет, как надо пользоваться ватным комочком, чтобы нарисовать туловище животного, затем дорисовать детали кисточкой. Дети работают, воспитатель наблюдает за ними и,если необходимо, помогает.

Музыкальный руководитель : Какие замечательные зайцы и медведи у вас получились! Пока рисунки подсыхают, давайте поиграем в игру с медведем.

Л. Олифирова «Игра с медведем».

Музыкальный руководитель : А хотите прокатить своих зверей на санках? (ответы детей) Тогда берите свои картинки и садитесь в санки.

Звучит песня А. Филиппенко «Сани».

Дети встают парами, изображая сани, и «уезжают» из зала

Мордовская матрешка

Интегрированное занятие в подготовительной группе

Музыкальный руководитель :

Репина И. В.

2016 г.

Цель: Знакомить с музыкой мордовских композиторов, с декоративно-прикладным искусством, с мордовской матрешкой.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания о родном крае.

- Знакомить с музыкой мордовских композиторов.

- Учиться выполнять нетрадиционную аппликацию (пуговицами).

- Закрепить умение выполнять движения мордовского танца.

Развивающие :

- Дать представление о национальной деревянной игрушке матрешке.

- Развивать мыслительные операции, речь, память, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к малой родине, бережному отношению к ее традициям.

- Воспитывать умение слушать.

Предварительная работа:

- беседа о мордовском крае,

- рассматривание иллюстраций о матрешках,

- заучивание песни, танца.

Материал: мольберт, нарисованная на ватмане матрешка, пуговицы, клей, мордовские костюмы.

Музыкальный руководитель : Здравствуйте, дети! Сегодня для вас будет звучать мордовская музыка. Мы познакомимся с композиторами Мордовии. Мы с вами слушали главную песню Мордовии. Как она называется? Кто ее написал?

Дети: Гимн Мордовии. Написала Нина Кошелева.

Музыкальный руководитель : Какая по характеру эта музыка?

Дети: Торжественная, ее нужно слушать стоя.

Музыкальный руководитель : А сегодня мы послушаем другую по характеру музыку.

Звучит «Мордовская плясовая» Л. И. Воинова.

Дети: Музыка веселая, танцевальная.

Музыкальный руководитель : Эту музыку написал композитор Л. И. Воинов, она звучит в исполнении оркестра, а главным в нем звучит баян. Давайте еще раз послушаем. (звучит музыка плясовой) И не просто послушаем, а подыграем вместе с оркестром на наших шумовых инструментах.

Дети играют вместе с звучанием «Мордовской плясовой».

Музыкальный руководитель : Какие вы молодцы! Я хочу подарить вам мордовскую матрешку. (открывает мольберт с нарисованной матрешкой) Ой, беда! Все бусы у матрешки рассыпались. Надо ей подарить новые.

Аппликация из пуговиц «Подарим бусы матрешке»

Во время работы звучит «Левженский наигрыш».

Музыкальный руководитель : Какая красивая получилась матрешка. Она, наверное, очень хочет танцевать. Давайте вспомним движения мордовских танцев. Какие мы знаем?

Дети: Лебедушка, замочек, вертушок.

Дети выполняют танцевальные движения.

Музыкальный руководитель : А теперь посмотрим танец матрешек, а мы будем им помогать песней.

Танец-песня «Мордовские матрешки».

Музыкальный руководитель : Какую мы сегодня музыку слушали? С какими композиторами познакомились?

Весна на птичьем дворе

Интегрированное занятие во 2 младшей группе

Музыкальный руководитель : Репина И. В.

2015г.

Цель: Обобщать представления детей о домашних птицах. Вызвать интерес к театрализованной деятельности. Развивать эмоциональность.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей активно участвовать в совместных играх.

- Обучать правильному произношению звуков.

- Формировать первоначальные навыки в передаче игрового образа. -

- Учить делать аппликацию по контуру.

Развивающие :

- Развивать связную речь.

- Расширять и обогащать словарный запас.

- Развивать умение под музыку выразительно имитировать движения, характерные для различных животных.

Воспитывающие:

- Воспитывать партнерские отношения между детьми.

- Прививать детям чувство дружбы.

Оборудование: Плоскостный домик. Скамеечка. веревка. Шапочки цыплят. Маска кошки. Листы бумаги с контурами цыплят. Желтые салфетки. Клейстер. Кисточки. Фломастеры (красный и черный).Корзинка с «яичками» из киндер-сюрпризов.

Музыкальный руководитель : Ребята, отгадайте загадку!

Квохчет, квохчет, по двору гуляет, деток собирает. Кто это? (ответ детей). Правильно курочка. Хотите, я расскажу вам историю про нее? Только, если вы мне поможете. Согласны?

Жила-была Курочка-Рябушечка. Всю зиму она сидела в домике-курятнике. Наступила весна: стало солнышко пригревать, во дворе травка зеленая выросла. (Курочка-воспитатель- выходит из домика).вышла курочка по травке погулять, червячков поискать, водичку из лужицы попить. Хорошо! Да только скучно ей одной. Решила курочка цыпляток вывести. Снесла она яички и стала их высиживать. (курочка уходит в домик). Не ест, не пьет, яички греет. И вдруг… что это (Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся цыплят» М. Мусоргского).Кто это стучит? Правильно, цыплята в яичках стучат. Раскололись скорлупки, и выбрались цыплята на свет. Какие они? Желтые, пушистые. Хотите быть цыплятками? Идите за мамой-курочкой. Цыплята только что вылупились, ножки у них маленькие, ходят они мелкими шажочками. (Дети-цыплята идут под песню «Цыплята» А. Филиппенко). Долго сидели цыплята в скорлупке, устали. Надо зарядку делать.

Курочка: Становитесь по порядку, с мамой делайте зарядку!

Надо нам потанцевать, ножки, крылышки размять.

Пусть мы еще малышки, но крепки наши крылышки.

Помашем ими дружно, смотрите-ка как нужно. (машут руками)

Выставляем ножки, как будто мы в сапожках:

Сначала ножку правую, а потом и левую.

Вот так танцуя весело, гимнастику мы делаем (выставляют ногу на пятку)

Чтоб увидеть все вокруг, повернемся, сделав круг.

А потом еще другой и закружимся юлой. (кружатся)

Будем прыгать высоко, видишь, это так легко!

Пусть не можем мы летать, зато любим поскакать. (прыгают)

Курочка: Молодцы, мои цыплятки, дружно сделали зарядку.

Музыкальный руководитель : А я хочу еще загадку загадать. Кто на птичьем дворе самый главный? (петушок). Правильно, давайте повторим знакомую песню.

Дети поют р. н. песню «Петушок».

Музыкальный руководитель : А еще на птичьем дворе весной вышли из сарайчика уточки.

Утки плавают с пеленок, даже маленький утенок

Корм, ныряя, достает! На воде не пропадет!

Танец «Уточки» М. Картушина

Музыкальный руководитель : А я вам хочу еще загадку загадать.

Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет.

одевает ребенку шапочку кошки, сажает его.)Правильно, кошка. А вот и она). Лежит на лавочке, мурлычет, дремлет на солнышке.

Курочка: Осторожней будьте, крошки, берегитесь Мурки-кошки.

Давайте для кошки, чтобы она стала доброй, споем песню.

Песня «У окна-окошка» (ж. «Муз. руководитель» №3-2012)

Курочка: Какая добрая песня! Теперь пойдемте в курятник, я научу вас на жердочке сидеть. (возле домика лежит веревка, дети становятся на нее и приседают).Сидите, цыплятки, а я пойду,посмотрю, уснула ли кошка, можно нам во двор идти.

Инсценирование песни «Цыплята» А. Филиппенко

Музыкальный руководитель : На скамейке, у дорожки улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. (кошка мяукает и догоняет цыпляток). Вот как хорошо поиграли! А теперь пора цыпляткам снова превращаться в ребяток. А чтобы Курочке не было скучно, мы для нее сделаем цыплят.

Аппликация «Цыплята». Дети скатывают в шарики небольшие кусочки салфеток, наклеивают шарики на лист бумаги, заполняя контур цыпленка; подрисовать клювик, лапки, глаз).

МБДОУ «Детство»

Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»

У моря

Интегрированное занятие в средней группе

Музыкальный руководитель : Репина И. В.

Цель: Расширять знания детей о море.

Задачи: Познакомить с произведением Н. Римского-Корсакова, вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать творческое воображение.

Материал: морские камушки, ракушки, шапочка для большой рыбы, запись «Шум моря», «Океан-море синее» Н. Римского-Корсакова, картинки-раскраски для всех детей

В зале у центральной стены картина «Море». Возле нее – «берег» (морские камушки, ракушки). Дети входят в зал. Звучит «Прогулка» А. Александрова.

Музыкальный руководитель : Сегодня хороший, ясный день и я предлагаю совершить прогулку к морю.

Дети идут по залу, подходят к картине.

М. р. : Вот мы и у моря. Посмотрите, на берегу лежат морские камушки, ракушки. Их море выбрасывает волной на берег.

Звучит шум моря.

М. р. : Вы слышите этот шум волн. Волны накатываются на берег и опять уходят в море. Я предлагаю послушать музыку, которую написал композитор после того, как он увидел и услышал море.

Дети слушают «Океан-море синее» Н. Римского-корсакова. Музыкальный руководитель беседует с детьми о прослушанной музыке.

М. р. : А давайте сейчас у моря поиграем.

Игра «У синего-синего моря»

(«У синего-синего моря мы будем, как чайки летать.

Какие фигуры построим – попробуйте вы отгадать». Дети говорят считалку, покачиваясь, как на волнах. Затем замирают в придуманной позе)

М. р. : Поиграли, а теперь поплаваем на лодочке.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. (Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя. (При этом кисти рук изображают волны)

Паруса подниму, (Поднимаем вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (При этом кисти рук опять изображают волны)

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения)

М. р. : Про рыбок мы с вами знаем песенку.

Песня «Рыбка» М. Красева.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в веселую игру «Большая рыба и маленькие рыбки».

(Под веселую, легкую музыку дети-«рыбки» плавают (ладошки сложены перед собой, музыка меняется, выплывает большая рыба, маленькие приседают («прячутся под камушек», шевельнувшаяся рыбка выходит из игры.)

М. р. : Ребята, я надеюсь, что вы когда-нибудь все попадете на море и сами увидите и услышите его. А сейчас я подарю вам эти картинки-раскраски, которые вы разукрасите в группе в свободное время. Еще я хочу, что бы вы послушали веселую песню «Осьминожки» из м/ф «Про осьминожек».

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования Тема моей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования» Целью выше.

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т. А. Боровик «Хор рук» Ход мероприятия:Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания. Я мастер-класс сегодня покажу, Много интересного, поверьте,.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида Мастер-класс Развитие.

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возрастаНравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Задачи: Познакомить детей с различными видами театра. побуждать чувство прекрасного, прививать любовь к искусству. учить детей разыгрывать.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Развитие творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей .

Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных видов аппликации Аппликация – вид изобразительной деятельности, который отображает впечатления ребенка об окружающем мире. И даже самую обычную аппликацию.

Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность.Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность. Отчет по самообразованию на 2016-1017 год. Выполнила: Клевина Наталья Юрьевна Тема самообразования:Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 17:11
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД