Саенко Елена
Консультация для педагогов «Формирование языковой картины мира у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №16 «СКАЗКА» Г. ХАРЦЫЗСКА»
«Формирование языковой картины мира у детей дошкольного возраста».
Подготовил: воспитатель Е. Н. Саенко
Место проведения:
МБДОУ № 16 «Сказка»
Дата проведения: 15.12. 2022
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование языковой картины мира у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Картина мира» – это система представлений о реальности, характерной для индивида или социальной группы (профессиональной, религиозной, этической, языковой и т. д.)
Картина мира у детей, растущих в одной семье имеет определённые отличия, что связано с их стереотипами мышления, связано с их особенностями психофизиологического развития несмотря на то, что они воспитываются в одной семье и усваивают одни социально культурные ценности. Язык в этой структуре играет важную роль наряду с данным понятием картины мира. Учёные ещё рассматривают понятие «языковая картина мира». Она складывается паралелельно с целостной картиной мира и выступает одной из её сторон.
«Языковая картина мира» - является уникальной как для каждой лингвистической культуры, так и для каждого отдельного индивида. То есть языковая картина мира личностей, которые разговаривают на одном языке имеет свои особенности и отличительные признаки. Это результат речемыслительной деятельности предыдущих поколений о предметах и явлениях окружающей действительности, запечатлённых в лексике, грамматике и фразеологии, что определяет границы языковой культуры мира каждого из нас. Языковая культура мира не останавливается и не становится целостной в определённом возрасте. Она продолжает развиваться в любом возрасте. Даже будучи взрослым можно обогатить языковую культуру мира изучением, например, японского языка.
Это понятие; «языковая картина мира» уходит корнями в древность. Впервые было описано в работах Вильгельма Фон Гумбольдт. Им было сформированы достаточно прогрессивные для того времени идеи. Например, такие высказывания – он отмечал, что в языке воплощается материальная и духовная культура, национальные черты каждой культуры отражаются в её языке через особое видение мира. В каждом языке находит своё отражение народный дух, культурная компетенция. Он отмечал, что язык выступает посредником во взаимодействии человека с окружающим миром, является связующим звеном между ними. Таким образом, можно говорить о том, что впервые основу феномена «языковая картина мира» была оформлена как концепция в 19 веке.
Мышление, уровень развития речи влияет на формирование языковой картины с одной стороны и развитие речи с другой стороны - сознание, поведение, мышление развивается в процессе усвоения родного языка т. е. формируется под влиянием языковой картины определённого социума. Поэтому носители разного языка имеют отличительную картину мира, которая обуславливает особенности восприятия окружающей действительности, особенности мышления и деятельности. Отличительные черты языковой картины мира индивидуума, которые разговаривают на разных языках и особенности каждой языковой культуры мира, присущие каждому отдельному индивиду закладываются в связи с особенностями его, индивида, мышления, восприятия, памяти и, конечно, же уровня развития речи. Поэтому, мы говорим о том, что языковая картина мира обусловливает параллельно коммуникативное поведение индивидуума: с одной стороны это стилистика его речи, с другой стороны, она также обусловливается ценностями которыми руководствуется индивидуум при построении социальных контактов и его способности к эмпатии, способности к речемыслительной деятельности.
Детская языковая картина мира в значительной степени отличается от языкой картины взрослого. Это обусловлено особенностью мышления детей и остротой восприятия, впечатлительностью детей, стремлением одухотворять предметы и явления окружающей действительности. Кроме того она тесно связана с уровнем развития речи: с одной стороны - возрастные особенности развития речи и применения языка влияют на объём и содержание языковой картины мира. С другой стороны – своеобразное восприятие, как мы говорим «взгляд на мир» глазами детей. Они находят своё отражение в особенности детской речи, но при этом нельзя считать, что языковая картина ребёнка намного проще и где-то примитивнее, чем языковая картина взрослых. Нет. Речь детей во многом осмысленнее и глубже речи взрослых, поскольку осваивая каждое слово, каждое понятие, дети «смвкуют» слова. Очень чётко пытаются осознать не только лексическое зачение, а состав, особенности, они много играют словами, и вот в такой работе, собственно, и происходит усвоение, понимание и расширение их языковой картины мира.
Детская языковая картина мира
• Отличается от ЯЗК взрослого в силу особенностей мышления и восприятия;
• Связана с уровнем развития речи;
• Строится путём освоения культурно – исторического наследия общества;
• Зависит от языковой среды, условий воспитания и содержания образования ребёнка.
Добавим. Формирование словаря дошкольника из номинативных единиц языка на основе собственного опыта и путём освоения культурно- исторического наследия общества происходит через усвоения сказки, былины, песни, картины, т. е. можно сказать, что они становятся основой его картины мира.
Изначально восприятие детьми предметов и явлений отражаются в их сознании образами. Поэтому, по мере накопления такого опыта они приобретают вид понятий, потом слов. Образное восприятие. Поэтому языковая картина мира ребёнка встраивается в картину мира взрослых. Тут происходит слияние и можно сказать, что со временем картина мира становится более логичной, порядочной и со временем она становится языковой картиной мира взрослого.
Стартом восприятия особенности детского мышления всегда является то мировосприятие ребёнка, те знания, которые он усваивает в детстве и те условия, в которых он развивается в детстве, разговаривает и усваивает информацию.
Языковая картина мира во многом зависит от языковой среды в которой развивается ребёнок, условия воспитания, содержания, образования в которых он развивается. Поэтому учитывая высокую динамичность периода детства, когда формируется языковое сознание и влияние современного культурного контекста, которая обусловлена технолизацией, цифролизацией современного общества на сегодняшний день, то проблема формирования «языковой картины мира» уже стоит на этапе дошкольного детства. Эти проблемы значительно усугубились на сегодня, поскольку уровень развития речи как основа «языковой картины мира» резко падает. Отставание в речевом развитии уже в ясельном возрасте. То есть чем раньше стартует речевое развитие ребёнка в норме, тем быстрее накапливается его словарь, развивается грамматическое чутьё и формируется связная речь. А это всё критерии, которые влияют на формирование языковой картины мира детей. Таким образом более цельной, богатой, широкой ЯКМ у того, кто развивается без отставания. Проблемы по развитию речи постепенно решались и уходили необходима реорганизация образовательной деятельности. Необходимо соблюдать педагогические условия речевого развития дошкольников как основы формирования у них языковой картины мира. Что это за условия?
1. Построение РППС в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Обеспечение продуктивной речевой деятельностью детей при одновременной активизации их сенсомоторной сферы. (Когда мы стимулируем различные сенсорные каналы ребёнка, тогда параллельно запускается речевой канал. Сенсомоторная активизация развивается вместе с речью. Ассоциация зрительного, тактильного, эмоционального и творческого образа способствует тому, что устремляющийся по проводящим путям центральной нервной системы поток импульсов вызывает тотальную активизацию всех зон коры головного мозга и поэтому стимулирует запкск речевых каналов).
3. Сочетание речи с мышлением через стимулирование мыслительных операций у детей.
4. Ознакомление детей со средствами выразительности речи.
5. Формирование у детей оценочно-контрольных действий.
Сегодня 45% детей старшего дошкольного возраста наблюдают признаки такого речевого нарушения как дислания, что характеризуется нарушением нормированного произношения и употребления звуков речи. Затем это приводит к затруднению обучения в школе, при усвоении письменной речи. Таких детей уже видно в яслях, это «молчуны». Уже им требуется помощь логопедической группы. То есть моменты, которые можно было снять в ясельном возрасте, остаётся неусвоенными звуками и дальше приводит к проблеме к чтению. Проблемы надо решать уже в раннем возрасте до трёх лет. В два года у детей уже должен быть запас из 50 слов, 3 года не менее 250 слов, строит предложения из 3-4 слов, называет своё имя, пол, возраст. Понимает сказки без зрительной опоры на картинку. 3 – 4 года пользуется простой распространённой фразой, чаще всего предложение, 3 тысячи слов. 5 – 6 лет: 5 – 6 тысяч слов.
Работать в комплексе. Пример в яслях из народной педагогики (как народ запускал речевое развитие ребёнка). Обычная потешка «Сорока – ворона». Мы стимулируем пальчиком тактильное ощущение ребёнка, нажимая определённые точки. Повторяя за нами малыш как раз стимулирует речь и ещё происходит тактильное восприятие, стимулируя тактильные зоны. В этом примере в комплексе реализуются условия, как уже говорилось, происходит обеспечение речевой деятельности при одновременной активизации сенсорно моторной сферы.
У детей старшего возраста не только тактильное восприятие, а восприятие на слух, моторное развитие, восприятие вкусовыми рецепторами, восприятие какой-то наглядности. Моторные задачи, например, можно решать так: физическая пауза направленная на эмоциональную и физическую разгрузку детей на сегодняшний день уже не достаточно. Её можно заменить любыми физическими упражнениями со словами и движениями, подвижными играми, элементами гимнастики, можно даже с играми со строительным материалом. Это даёт возможность совместить двигательные импульсы с непроизвольным выдохом у детей с голосовыми реакциями в виде выдохов слогов или слов. Момент с физкультминуткой связан с речевым материалом.
Обеспечение продуктивной речевой деятельности детей при одновременной активации их сенсомоторной сферы.
Физические упражнения со словами и движениями
Подвижные игры со словами
Элементы гимнастики
Игры со строительным материалом
Пальчиковая гимнастика
Массаж, самомассаж
Дыхательная, мимическая, артикуляционная гимнастика
Просмотр картинок, видеофрагментов или слайд – презентации.
Любые задания используются на стимулирование речи, на стимулирования дыхания. Эти упражнения лучше повторять каждый день и познакомить с ними родителей.
Сенсорное развитие уходит в тактильный канал.
Упражнения на различения шумов и звуков природы, темпа, ритма и силы (громко, тихо) звука
Упражнения на воспроизведение по памяти звукосочетаний, слов, фраз, отображение слоговой структуры слова при помощи хлопков
Прослушивание музыкальных произведений
Восприятие на звук музыкальных инструментов и музыкальных игрушек
Игры с водой, песком и природными материалами (различными крупами, горохом, фасолью, тыквенными семечками, орехами, каштанами и т. д.)
Задание на тактильное различение разных фигур и форм предметов.
Рисование ладонью и пальцами
Аппликация из природного материала или бумаги.
То есть любые моменты, где задействовано восприятие параллельно с речевой деятельностью.
Все условия касаются речевой деятельности, которую мы сопровождаем вот такими моментами. Правильнее сказать о обеспечении продуктивной речевой деятельности при одновременной активизации их сенсомоторной сферы.
Следующие условия - это сочетание речи с мышлением через стимулирование мыслительных операций у детей. Стимулирование мышления влияет на речь, а стимулирование речи влияет на развитие мышления. Если, к примеру, у ребёнка с сохраненными познавательными возможностями существуют нарушения в речи, то к сожалению мышление будет задерживаться, то есть не будет развиваться в той мере как могло бы, если бы не была задержка в речи. Параллельно наблюдается другой эффект: если, к примеру, наблюдается задержка в познавательном развитии, то речь, какой бы она хорошей не была, она остаётся на низком уровне, чем могла бы достичь того уровня если бы с мышлением всё было в порядке. Проще говоря: вот эти два процесса нужно параллельно стимулировать, активировать и уделять им обоим внимание, поскольку параллельная их деятельность стимулирует более высокий уровень развития речевого мышления и интеллектуальной речи. Во многом языковая картина мира зависит от умения ребёнка формулировать понятия, делать обобщения, выдвигать гипотезы на основе анализов предметов и явлений окружающей действительности, и все эти умения связаны у детей с развитием логического мышления с опорой на понятия, элементы которые формируются к концу дошкольного возраста. Понятия формируются в том случае когда организован переход ребёнка от внешних ориентировочных действий к действиям внутреннего плана. При этом обозначения окружающей действительности заменяются словесными обозначениями, которые дают возможность переносить вот эти действия на разные ситуации. Так ребёнок овладевает умением продумывать план действий, а потом и выполнять соответствующие действия. В связи с этим целенаправленное обучение детей дошкольного возраста, использование логических операций мышления позволяют им анализировать предметы и явления, выделять в них главное, последовательно думать и строить умозаключения, систематизировать приобретённый опыт и знания. К операциям логического мышления детей дошкольного возраста относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, систематизацию и сериацию.
Сочетание речи с мышлением через стимулирование мыслительных операций у детей :
1. Дидактические игры
2. Упражнения на развитие логических операций мышления
3. Ребусы
4. Загадки (где отдельные части или свойства предмета, соединив воедино можно получить ответ). Уже с младшей группы можно загадки описания.
5. Головоломки
Логическая операция мышления стимулируется параллельно с развитием речи. Сравнить звуки, слова, описать что–то при наблюдении в природе.
Выразительность речи – особое качество речи, которое помогает выражать мысль и удерживать внимание слушателя. У детей ближе к старшему дошкольному возрасту появляются определённые элементы выразительности речи. Проблема: дети говорят безэмоционально. У младших нет желания распозновать чужих эмоций и желания отвечать на них. Есть часть детей которая холодно реагирует на мир. Вот эта холодность закрепляется и в речи, и нет выразительности. Малыш эмоциями передаёт радость или огорчение. У многих детей эти качества экспрессии вымываются и не подкрепляются мимикой. В старшем возрасте дети стараются подражать речи взрослого. Целенаправленной педагогической работой должно быть обучение средствам выразительности вербальной и невербальной речи. Чем раньше эта работа, тем лучше. Ребёнок учится распознавать эмоции, более тонко чувствовать красоту присущего слова. Мимические, пантамические упражнения с младшей группы (игра «Вот такой»). Интонационные упражнения ( изменять голос: мамы птицы, птенца, …использовать паузы, упражнения на различения слов отличающиеся одной фонемой (мышка – мишка, словообразования при помощи суффикса (животные и детёныши, приставки ( глаголы: лез, залез, вылез, подлез, изменение в числе, падеже (чего нет, упражнения на построение словосочетаний при помощи предлогов – со средней группы. Старшая группа – владеть фонематической, грамматической стороной речи, использовать речевые игры: упражнения на построение ласкательных слов, упражнения на чувства – радость, грусть, печаль, нежность, тревога). Использовать чтение с последующим анализом, чтение устного народного творчества, театральная деятельность, речевые игры, сюжетно – ролевые игры. Больше возможности для речевого развития и развития контрольно- оценочного действия. Предложение оценить свой рассказ или рассказ товарища. Игры и упражнения, и проблемные ситуации, направленные на поиск и исправление ошибок (игровые моменты «Исправь телеграмму»).
Для решения проблемы формирования языковой картины мира, последовательной, целостной, какой она может быть на этапе дошкольного детства, нужно по новому посмотреть на образовательную деятельность, в дошкольной организации, чтобы этот процесс развития речи взаимопроникал и объединял в себе несколько наук, которые позволяют нам решать данную проблему.