Получи документы

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

Валентина Фридман
Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирование личности.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др., одно из важных имеет физическая культура.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование личности дошкольника средствами физической культуры“» размещена в разделах

Роль ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности : психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств - упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений.

В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина - гормона, тонизирующего все жизненные процессы, а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребенка - его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями - борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями». Постепенно переходит от утилитарных упражнений к культуре движений. Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых - использовать средства физической культуры в качестве предпосылки физического и личностного развития детей.

В современной психолого-педагогической науке укрепилось утверждение: человек как личность рождается многократно, на протяжении всего периода онтогенетического развития. Вот почему начало развития личности нельзя обозначить четким рубежом. Личность - это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей.

Оценивая себя по личностным качествам в границах хороший - плохой, ребенок ориентирован общее эмоционально положительное отношение к себе, на идеальное представление о своем Я независимо от реального поведения. Постепенно у него возрастает способность мотивировать самооценку. Дети 4-5 лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а оценочными отношениями окружающих.

В 5-6 лет они уже обосновывают положительные характеристики о себе с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. При формировании у детей самооценки одну из главных функций могут выполнять рефлексивные методы работы. Рефлексивность ученые рассматривают как способность выходить за пределы собственного Я, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего Я с какими-либо событиями, личностями. Рассматривают и как умение конструировать и удерживать образ своего Я в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей. С помощью рефлексивных методов работы ребенок учится проявлять и переживать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Именно эмоциональные явления как посредники между регулирующим и регулируемым могут выступать наиболее ранним индикатором изменений в процессе становления личности. У дошкольника эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт (Д. Б. Эльконин).

В физическом воспитании дошкольников игровой метод используется в виде игровых упражнений. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы. Иными словами, все, что увлекает, настраивает на положительные эмоции. Эмоции побуждают повторять двигательное действие многократно, а образец, соответствующий характеру разучиваемого двигательного действия, помогает создавать правильное зрительное представление.

Рефлексивно-игровые технологии – это авторские технологии. Направлены они на сотрудничество взрослого и ребенка, на диалогичность, формирование у него деятельностно-творческого характера, предоставление свободы для принятия самостоятельных решений. С их помощью, т. е. в процессе выполнения задания, дети учатся осознавать и анализировать не только двигательную деятельность, но и свое собственное психологическое состояние.

В группах старшего дошкольного возраста рефлексивно - игровые технологии дают детям возможность раскрыть свое Я.

Важная роль здесь отводится методу личностной перспективы – помогает поверить в собственные силы. Метод этот формирует у детей умение выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в ее построении, объяснять и оценивать свои действия, физические возможности (особенности физической подготовленности, самостоятельно находить и исправлять ошибки, стремление получить задуманный результат.

На основе самооценки возникает саморегуляции собственной деятельности (контроль над свои поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля друг за другом: когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с деятельностью других. Иными словами, ситуация самоконтроля дает стимул для освоения навыка самоконтроля. Направленность ребенка на собственные внутренние и внешние действия рождает способность управлять собой, оценивать себя.

Особого внимания требуют те, у кого уровень физической подготовленности низок, кого характеризует негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Задача педагога – повысить представление ребенка о собственной значимости. Какими приемами? Включением неуверенных в игры эмоционально яркого содержания, положительной оценкой малейших достижений, накоплением положительного опыта общения со сверстниками в подвижных играх, обогащением опыта эмоционального переживания. На занятиях физической культурой неуверенные в себе дети нуждаются в замедленном показе упражнения с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения педагог демонстрирует в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия.

Эффективен прием специального обучения - описание собственных действий, т. е. всех действий, что следует выполнить практически. Что дает такая методика? Побуждает предварительно обдумывать свои действия, контролировать их. Одновременно появляется возможность устранять ошибки. А это делает процесс формирования двигательного навыка управляемым.

Результат: у ребенка исчезает чувство скованности, проявляется вера в свои силы, способности.

«Ориентирующую» и «стимулирующую» функции выполняет оценка, данная педагогом. Но с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, сравнения его сегодняшних положительных успехов в двигательной деятельности с прежними достижениями.

Какие еще факторы вызывают изменения в сознании детей и, следовательно, повышают объективность самооценки? Отметим важность развивающих игр физкультурной тематики.

Побудительное содержание - сравнивать, анализировать, обобщать - активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие, приучает принимать решения самостоятельно, контролировать свои действия. Выполняя правила игры, дети учатся замечать сходство и различия в технике выполнения упражнения, выделять элементы двигательного действия, сравнивать их.

На этапе младшего дошкольного возраста задачи развивающих игр должны быть направлены на:

- выявление знаний о простых движениях, закрепление умений выполнять их по образцу;

- узнавание разных видов физических упражнений, умение различать их элементы;

- нахождение сходства в технике движений;

- расширение представлений о предметах, с помощью которых выполняются физические упражнения.

В чем основная цель взрослого при организованном обучении? Не ограничивать инициативу и самостоятельность детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимо не прямое, а косвенное обучение. При косвенном же педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Вполне эффективно также прямое обучение. Однако при этом - в подтверждение установок личностно ориентированного подхода - инициатива и свобода самоопределения ребенка не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребенок оставался субъектом собственных действий. Это залог успешного формирования его объективной самооценки.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольника» Экологическая составляющая культуры педагогического труда. Жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих. Выживание.

Консультация «Формирование экологической культуры в личности ребёнка, путём приобщения дошкольников к миру искусств» Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры в личности ребёнка, путём приобщения дошкольников к миру искусств». Необходимость.

Консультация для воспитателей «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности» Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

План реализации проекта «Формирование экологической культуры личности» Реализация проекта «Формирование экологической культуры личности» детского сада № 52 г. Рыбинск Январь – Декабрь 1. Событие: Выставка детского.

План самообразования инструктора по физической культуре «Развитие речи средствами физической культуры» ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - Проявление своего творческого потенциала;.

Практикум для педагогов ДОУ. Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника. Задачи: 1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного.

Развитие личности дошкольника средствами аппликации Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности» Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности Аннотация Психологическая культура является важной составляющей.

Формирование здорового образа жизни у дошкольника как мировоззренческая ценность личности «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен забраться сам» И. И. Брехман Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры»
Опубликовано: 22 ноября 2015 в 16:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД