Елена Нестерова
Консультация для педагогов «Формирование начал экологической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение и внедрение педагогического опыта
«Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Подготовила воспитатель-
Нестерова Е. М.
2023-2024 учебный год
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование начал экологической культуры“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля. На сегодняшний день это является актуальной и важной задачей экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям).
Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. В связи с этим была поставлена цель и определены задачи в работе с детьми по экологическому направлению.
Цель: формирование бережного и уважительного отношения к природе.
Воспитание экологической культуры дошкольников.
Задачи:
• совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы
• способствовать формированию у детей интереса к изучению растительного и животного мира;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
• формировать понятие о том, что все живое на Земле надо охранять и беречь
• расширять возможности сотрудничества родителей со своими детьми.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний и действий. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.
Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Воспитатель является носителем экологической культуры, он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы, устанавливает элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
В своей работе мы придаем большое значение наблюдениям. Они проводятся ежедневно.
Представления об объектах природы формируются у детей постепенно в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение дает детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Это позволяет делать маленькие открытия, ребёнок начинает понимать простые связи между погодными явлениями и их последствиями. При этом должна учитываться системность. Так, во время прогулок осенью обращаем внимание детей на то, что бывает тепло, холодно, идут дожди. В начале осени еще много теплых дней, в конце – меньше, на улице холодно. Состояние погоды определяется по одежде детей: «Почему нельзя гулять в туфельках? Где солнышко, куда оно спряталось?» В дождливую погоду слушаем, как стучит дождь по крыше и окну, смотрим, как струйки воды стекают по стеклу, на мокрые листья деревьев, на ветер, качающий веточки деревьев. Во время прогулок рассматриваем деревья, его составные части.
Наблюдая за птицами, мы учимся различать и называть некоторых из них.
Зимой отмечаем сильное похолодание, солнце светит тускло, поэтому надеваем варежки, шарф, шапку. Знакомимся со свойствами снега: легкий, холодный, белый, из него можно лепить.
На прогулке вместе с детьми отмечаем характерные особенности весны. Дети самостоятельно замечают и называют явления природы и делают простые выводы: снег тает, потому что на улице стало теплее; льдинки тоже тают, потому что греет солнышко. В процессе наблюдения отмечаем, что чаще светит солнце, становится теплее, снег тает, текут ручьи, появляются первые листочки на деревьях, на клумбах начинают распускаться цветы. Продолжается знакомство с птицами и насекомыми: грачами, скворцами.
Летом солнце светит ярко, поэтому на улице очень тепло и даже жарко. Чтобы дети освоили эти понятия, предлагаю ребятам вопросы: «Почему вы разделись? Как ты узнал, что сегодня жарко? Потрогай, нагрелся ли песок, скамейка. Почему нагрелся песок, скамейка?» В играх с песком уточняются и закрепляются знания о его свойствах.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы используем разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие, музыкальные. В них дети накапливают опыт, творчески осваивают приобретенные знания. В играх уточняются, расширяются, закрепляются имеющиеся представления о явлениях природы, о растениях и животных, они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. С помощью книжки мы узнаем о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточняем и конкретизируем имеющиеся представления о предметах и явлениях.
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей и природного окружения. Они дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт, который накопился в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, игр.
Также при работе по экологическому направлению мы используем следующие организационные формы работы :
- рассматривание картин о природе и из жизни животных,
- рассказы о живой и неживой природе, о заповедниках.
- беседы на экологические темы.
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему.
- работа с календарем природы.
- изготовление макета и поделок из бросового материала.
-работа по охране окружающей среды («Запрещающие знаки в природе»)
- взаимодействие с родителями.
Работа с родителями
Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Советуем родителям вместе с детьми чаще бывать в лесу в разное время года и посещать парки, зоопарк, дендрарий и другие учреждения.
Родители совместно с детьми участвуют в различных мероприятиях:
-конкурсы поделок из природного материала,
- из бросового материала,
- конкурсы экологических рисунков,
- выставки, экологические коллективные работы.
Итоги позволяют сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:
- у детей формируются умения и навыки по уходу за растениями и животными;
- дети проявляют интерес и милосердие к живому миру;
- с удовольствием слушают и разучивают стихи о природе;
- у детей сформированы представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы;
- родители понимают важность своего влияния на развитие личности ребенка, умеют организовывать свободное время семьи, направлять его на творчество и сотрудничество с детским садом.
Экологическое образование и воспитание дошкольников в настоящее время одно из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше ее уровень. Необходимо научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому.