Консультация для педагогов «Формирование представлений у дошкольников о художественном творчестве кубанских казаков»

Ольга Матулайтес
Консультация для педагогов «Формирование представлений у дошкольников о художественном творчестве кубанских казаков»

Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное декоративно-прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания.

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

Петриковская роспись – единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи. Необыкновенно красочная и своеобразная, в беге ее линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.

Характер этого суеверного отношения к росписи как средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить до недавнего времени. Поэтому хозяйки, выбелив на лето хату,старались расписать стены и печь элементами символических обрядовых орнаментов: «курячи лапы», «косици», «калина», «три квитки», «зозуля», «пивень», «Дерево Життя», «Коло сонця» и другие. Впоследствии, потеряв свое древнее символическое значение, росписи хат служили исключительно целям украшения жилья и представляли собой явления эстетического порядка.

Начиная с 19 века, главным центром распространения настенной росписи являлось, село Петриковка Днепропетровской области, откуда она и попала к нам на Кубань с казаками-переселенцами. В росписи до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом, как бы разрезанном виде.

В основном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные узоры: от простой хвои, «сосенки», обведенной контуром и превращенной в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд из листьев клена, дуба, хмеля. Барвинка, огуречника и винограда.

Наиболее популярной роспись была на территории нынешнего Северского района – в станицах Крупской, Шабановской, Смоленской.

Украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковер над кроватью) и печь. Встречались и расписные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.

В основном росписью занимались женщины и молодые девушки.Краски получали из соков и отваров растений: свеклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой полочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределенной формы. Точно также в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свеклу, с внутренней стороны, которых вырезали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода. Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом связки колосьев. И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой «рогозой».

Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор - «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своем они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходит похожими на цветы, а цветы на птиц».

Аппликация «вытынанка». Из цветной, а чаще из белой бумаги к празднику вырезали ажурные шторки, скатерки, растительные фризы или отдельные фигурки животных и птиц для украшения окон и стен. Эти украшения были менее долговечными, чем настенная роспись, но придавала хате праздничный вид.

Своеобразную отрасль декоративного искусства составляет роспись «писанок» - рашеных яиц. Изначально, технология изготовления «писанок» в том варианте, в котором она пришла с Украины, достаточно сложна. Расписывали их при помощи тонкой металлической трубочки, укрепленной на деревянной палочке. До того как опустить яйцо в краску, на него наносили тонкими полосками расплавленного воска основные линии рисунка. Когда воск остывал, яйцо попеременно опускали то в одну краску, то в другую. После нанесения всего узора яйцо согревали, воск расплавлялся, и «писанка» была готова.

На Кубани технология изготовления «писанок» была упрощена. Основной фон яйца был постельным, в отличие от украинских черных, красных, зеленых, потому что красили их в процессе варки, как правило, в луковой шелухе или соке чистотела. А затем еще на горячее яйцо накладывали листья, веточки растений или другие трафареты, предварительно окунув в другую, более сочную растительную краску. Накладывание цвета на цвет давало более приглушенные оттенки, чем на Украине. Часто хозяйки расписывали просто белые отварные яйца, но для того, чтобы краска лучше держалась, в момент росписи яйцо должно быть горячим, поэтому деревянные выдолбленный подставки под яйца чаще использовались хозяйками в момент росписи, чтобы не обжигать руки.

Плетение из талаша. Талаш – это листья кукурузных початков. На Кубань кукуруза попала с Украины. Изначально сплетенные листья талаша использовались как связывающий материал (вместо бечевых,затем в других практических целях: из засушенных листьев талаша плели лапоточки детям, прикроватные коврики (глиняный пол хаты был холодный, оплетали мебель (стулья, лавки, глиняную посуду (например, крынки, приплетая ручки для переноски, плели хлебницы, короба для хранения продуктов. Хозяйки отдавали предпочтение талашу, потому что но более легок в работе по сравнению с рогозом и соломой и не требует никакой специальной заготовки и обработки.

Позднее талаш использовать и в декоративных целях: к осенним праздникам урожая плели символические венки, вплетая в них витки калины, пучки колосьев, гроздья винограда. В интерьере казачьей хаты присутствовали из талаша рамки для фотографий, ажурные настенные коврики, салфетки.Плели детские игрушки: кукол, рыбок, лошадок и др. зверушек.

При заготовке талаша использовались средние листья (не верхние и не нижние, которые сортировались по плотности и оттенкам. При необходимости листья тонировались горячим половником. Они связывались в пучки и сушились в тени. Следили за тем, чтобы листья не отсыревали, и в них не завелась моль.

Перед началом работы талаш замачивали в теплой воде на 1 минуту, затем промывали его, и материал был готов к работе.

Существует объемное плетение и выполнение плоских композиций из талаша.

В основе объемного плетения лежат два технических приема: узел, используемый при плетении венков, и обычная косичка. При изготовлении игрушек использовалась техника перевязки пучка листьев более тонкими полосками.

При изготовлении плоскостных изделий применяются элементы аппликации. Из проглаженного горячим утюгом листа вырезаются формы растительного орнамента, и с помощью обычной иглы и ниток пришиваются на основу, выполненных из тонких косичек сплетенных из разделенного на много полосок листа.

Работа с соломкой.

Заготовка соломки. Обычно используется пшеничная и ячменная солома. Золотистый цвет, переливчатый блеск, легкость, пластичность и достаточно высокая прочность пшеничной соломы способствует раскрытию красоты именно этого природного материала. Но ячменная солома по своим свойствам преобладает над пшеничной. Она более мягкая, нежная, легко и свободно режется на очень тонкие, короткие полоски. Заготавливаются стебли в период колошения, когда солома имеет серебристо-зеленый цвет, или в начальной стадии созревания зерна, когда ствол начинает золотиться. Стебли растений срезают ножницами под самый корень.

Обработка сырья. Стебель любого злакового растения разделен на несколько частей так называемыми узлами. Каждая такая часть называется коленцем или междоузлием. Верхние коленца соломы являются прекрасным материалом для любых видов работы.

Срезанную солому сушат под навесом. Высушенную солому делят на две части. Одну часть хранят в сухом помещении, связав в снопы, другую часть предварительно обрабатывают. У каждой соломины срезают ножницами колос, удаляют покровные листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Чтобы часть соломин приобрела равномерную и насыщенную золотую окраску, их на солнце выдерживают примерно два-три дня. Эту соломку и используют для работ.

Отбеливание соломы.Заготовленную солому отбеливают в двух случаях: для получения серебристого оттенка или чистого цвета. Для отбеливания соломы необходимо надевать резиновые перчатки, и стараться работать, очень аккуратно, чтобы отбеливающей раствор не попал в глаза.

Соломку кладут на дно алюминиевой или стеклянной посуды и прижимают деревянной решеткой, а сверху еще тяжелым гнетом. Затем соломку заливают горячим 5-10 процентным раствором перекиси водорода и выдерживают в нем около 6 часов. Отбеленную соломку несколько раз промывают чистой водой, чтобы удалить мельчайшие частицы отбеливателя, оставшиеся на поверхности.

Окрашивание соломы. Отбеленную солому при желании можно окрасить в любой цвет анилиновыми или растительными красками. В зеленый, бурый, коричневый, красный и ближе к нему тона. Как приготовить растительные краски? Найти крапиву, пырей, конский щавель, ромашку, сурепку, молодую картофельную ботву (желто-лимонный и салатовые цвета, веток тополя (желтый цвет, луковой шелухи (светло-коричневый, коричневый цвета). Заготовленные корни пырея (голубой цвет, крапивы (желтый цвет) нужно тщательно промыть, нарезать и просушить на чердаке или под навесом. Содержание красящих веществ в каждом растении зависит от многих причин,например: от состава почвы, от времени сбора сырья.

Инструменты и клеящие средства: очень острый нож-косяк, твердая дощечка, клей «ПВА», «Момент», бесцветный мебельный лак, ножницы, клеевые кисточки, «цыганские иголки», нитки.

Методика работы: очищенные полоски соломы расщепить на несколько полосок шириной 0,1 мм. Затем, положить полоску на деревянную дощечку, нарезать наискось очень узкие, короткие ромбики, которые и служат материалом для аппликации.

С чего начать? Сначала нужно выбрать сюжет для картины. Перевести его через капирку, вырезать силуэт, он может состоять из 2-3 и более частей. Тогда на каждую часть наклеивают полоски, затем соединяют в одно целое. Наклеивать полоски соломин надо начинать снизу (предварительно смазав силуэт клеем «ПВА»). С помощью ножа брать каждую соломину и наклеивать на смазанный клеем силуэт. Покрыть изделие бесцветным лаком 2-3 раза.

Публикации по теме:

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Проект «У нас на Кубани» Проект «У нас на Кубани» Уметбаева Елена Владимировна – руководитель изостудии «Золотая палитра» МДОУ ДСКВ №31 г. Ейска МО Ейский район.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование представлений у дошкольников о художественном творчестве кубанских казаков»
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 11:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 июня. День часов на МААМ

Часам и времени посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей определять время по часам и привить им полезную привычку...

25 июня. День мореплавателя

День мореплавателя, или День моряка – это международный праздник ООН, учреждённый в 2010 году по инициативе Всемирной морской организации. Он подчёркивает значимость этой профессии и посвящается именно...


Горячие темочки