Получи документы

Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством театрализованных игр»

Виктория
Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством театрализованных игр»

Консультация для педагогов. Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством театрализованных игр.

Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Основным из средств в реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни. Всемирная организация здравоохранения дало определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Анализ научных трудов позволяет делать вывод о том, что исследователи уделяют внимание сохранению и укреплению здоровья посредством игры, описывая такие функции, как терапевтическая, релаксационная и психотехническая, мотивационно-побудительная. Термином «оздоровительная функция игры» оперируют С. И. Дорохов, О. А. Степанова, И. Т. Акинян. Таким образом, проведенные исследования научных трудов позволяют ввести в терминологический аппарат понятие здоровьесберегающая функция игры, то есть позволяющая сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье. Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами. К сюжетно-ролевым играм относятся игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры. Исходя из этого, мы видим, что театрализованная игра относится к творческому виду игр. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. А различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной игре может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка. Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Легче всего установить контакт с ребенком именно с помощью куклы. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи, так как с помощью сказки происходит знакомство детей с различными моделями поведения. Психологически прячась за игрушку, выступая от ее имени, ребенок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения, снять накопившееся напряжение. Театрализованные игры представляют собой богатейшее поле для творчества детей. В этих играх ребенок свободен в передаче изображений особенностей ролевого поведения (мама может быть строгой и ласковой). Театрализованные игры особо влияют на развитие личности ребенка проявлением активности, индивидуального творчества. С помощью игр можно «влить» в коллектив замкнутых и застенчивых детей, снизить агрессию (контроль выхода отрицательных эмоций у гиперактивных детей). В настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии, и коррекционная работа с ними требует поиска новых эффективных способов решения этой проблемы. Дети с нарушением речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Остро встает вопрос сплочения детского коллектива, налаживания контакта со сверстниками, у которых наблюдаются не только дефекты речи, но и коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности. Театрализованные игры бывают двух видов: игры-драматизации и игры-инсценировки. Цель первых: обучать детей показывать спектакли посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой, результатом чего будет являться развитие речи детей и формирование коммуникативных способностей. Цель игр-инсценировок: обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты. Для реализации инсценирования детям предлагают различные русские народные сказки, потешки, прибаутки, басни. Если в драматизации в основном важной была лишь интонация голоса, то в инсценировках важно еще умение передавать чувства, эмоции играемого персонажа с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Воздействие так называемое на психическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа (сказки, фольклор). Учитывая речевой статус ребенка, степень выраженности речи, особенности сформированности психических функций и возраст, театрализованные игры помогают воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими детьми, наладить взаимоотношения со сверстниками; развивать речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Театрализованные игры в детском саду организационно могут пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе – игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, развитие мелкой моторики. Выполнение игровых заданий в образе животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, приобрести большую уверенность и управляемость. Мимика: «соленый чай», «ем лимон», «сердитый дедушка», «грязная бумажка». Пантомимика: моем посуду, топчем тропинку, ловим кузнечика и т. д. Пальчиковые игры сопровождаются небольшими текстами. Произносить текст пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно, то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Что дают детям пальчиковые игры? Способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у детей психические процессы (мышление, внимание, память, воображение, снижают тревожность. Второй этап – игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции и четкой речи, разнообразных интонаций.

Публикация «Консультация для педагогов „Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством театрализованных игр“» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии патогенеза. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Третий этап – переход к драматизации и стихотворениям, прибауткам, потешкам. Дети сначала разучивают текст, а затем их разыгрывают, используя пальчиковый или настольный театр. Диалогические стишки очень нравятся детям. Говоря от имени определённого лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Из стихотворений можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихотворений развивает память и интеллект. Важно дать ребенку выступить хотя бы с маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта. Ребенок учится преодолевать речевые трудности, свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. На четвертом этапе можно переходить к более сложному виду – драматизации рассказов и сказок. В последние годы психологи и педагоги используют в своей речи такой термин, как имаготерапия, которая занимает особое место. Основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию. По своей организации имаготерапия может проводиться в двух формах : индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения, переход рассказа в заранее запланированный взрослым диалог) и групповой (драматизация сказки, и требует тесного взаимодействия детей, родителей и педагога. Врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Длительные действия с вытянутой над головой рукой детям противопоказаны. Поэтому наиболее подходящим для детей дошкольного возраста признан театр ростовых кукол и марионеток. Следует знать, что театрализованные игры выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Таким образом, театрализованные игры являются эффективным средством коррекции эмоционально-личностной и коммуникативной сферы у детей с речевыми отклонениями. Применение театрализованных игр позволяет пробуждать нравственные ориентиры, развивать возможности рук, мыслительные способности, улучшить физическое состояние, полноценное психическое развитие и обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении, повысить самооценку. Важнейшая цель театрализованных игр – преобразование отрицательных образов в положительные. Спокойное состояние нервной системы, дает ребенку здоровье.

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Дидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группахДидактическая игра «Чтобы зубы были здоровыми и красивыми» в старшей и подготовительной группах Дидактическая игра "Чтобы зубы были здоровыми и красивыми"Задача: Рассказать детям, что полезно, а что вредно для зубов. Оборудование:.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формирование здорового образа жизни дошкольника посредством театрализованных игр»
Опубликовано: 4 ноября 2021 в 19:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД