Раиса Валькова
Консультация для педагогов и родителей «Организация похода с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
«Организация похода с детьми дошкольного возраста»
инструктор по ФВ
Валькова Р. Б.
Поход с дошкольниками это укрепление здоровья, и физических сил, обогащение новыми впечатлениями, формирование умения видеть и беречь красоту окружающего мира, воспитание доброты и отзывчивости, что в совокупности доставляет детям много радости.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Организация похода с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- физкультурно-оздоровительные (совершенствование естественных и жизненно важных видов движений и обогащение двигательного опыта; развитие выносливости и координационных способностей);
- воспитательно-образовательные (формирование знаний о ближайшем природном окружении, бережного отношения к природе, дружеских взаимоотношений).
- нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Подготовка к походу с дошкольниками:
- беседа с родителями о маршруте и длительности похода, об одежде и обуви ребёнка;
- беседа с детьми о правилах поведения в природе;
- обсуждение маршрута с администрацией (схема пути, местонахождение остановок, малых и больших привалов);
- подготовка аптечки.
Организация похода с дошкольниками
Протяжённость маршрута для детей старшего дошкольного возраста не более 2-3 км. При выборе времени похода следует учитывать прогноз погоды.
При составлении графика движения необходимо правильно распределить нагрузку: она должна снижаться к концу похода, когда начнёт сказываться усталость. Трудности пути должны нарастать постепенно, а самые сложные препятствия желательно проходить ближе к середине маршрута.
Следует предусмотреть и более простые запасные маршруты на случай, если встретилось непредвиденное препятствие или кто-то из детей себя плохо почувствовал. Необходимо заранее наметить места остановок и привалов. Однако следует иметь в виду, что график похода не догма. Конечно, надо стараться его соблюдать, но в каждом конкретном случае необходимо принимать разумное решение.
Руководителю совершенно необязательно идти постоянно впереди. Обычно он находится там, где ему удобнее контролировать всю колонну. Направляющий – воспитатель, родитель – задаёт темп, предупреждает об опасности, подаёт различные сигналы и команды, например: «Осторожно: мостик! Переходить по одному». Замыкающие следят, чтобы никто не отставал. Идти по маршруту желательно с постоянной скоростью, так как это намного легче. Но если кто-то из детей устал, общий темп движения сбавляется.
Правила экипировки
Снаряжение похода разделяют на личное и общественное. Личное – это то, что служит его владельцу: рюкзак, одежда, обувь и т. п. общественное – то, чем пользуются все или несколько человек: аптечка и пр. необходимо заранее продумать. Что из личного снаряжения можно объединить и сделать общественным.
Личное снаряжение дошкольника:
- рюкзак: должен плотно прилегать к спине всей задней поверхностью, а не свисать ниже пояса (правильная подгонка лямок);
- обувь: желательно с рифлёной подошвой, на размер больше, чтобы можно было вложить дополнительную стельку, надеть две пары носков (одна пара - шерстяные); совершенно недопустимо надевать новую обувь, сандалии, босоножки;
- одежда: зимой – свитер с высоким воротом, тренировочный костюм, не стесняющий движений; непромокаемая куртка, шерстяная спортивная шапка; летом – тренировочный костюм, в прохладную погоду – свитер;
Общественное снаряжение:
- одно ведро, котелок для чая, половник; тросик для подвешивания над костром котелка с помощью крючка; рукавица для снятия посуды с огня; кусок клеёнки, заменяющий стол;
- аптечка – бинты (широкий и узкий, бактерицидный пластырь, йод, борная кислота, марганцовка, нашатырный спирт, резиновый жгут, валериановые капли, спирт или одеколон (все лекарства должны быть с этикетками, всё в прочном чехле;
- пища для малого привала – на каждого человека: горстка сухофруктов, орехов или один-два кусочка сахара, одна-две конфетки (кислые леденцы, яблоко; на малых привалах пить не рекомендуется, но бывают исключения, очень хорошо утоляет жажду чай, отвар шиповника, несладкий компот.
Правила поведения во время похода:
- строго подчиняться взрослым;
- не рвать растения, не собирать грибы и ягоды;
- не оставлять товарища в беде, всегда приходить на помощь, поддерживать слабого;
- соблюдать правила поведения в природе;
- оставлять место отдыха всегда чистым.
Преодоление естественных препятствий:
- крутой спуск к ручью по узкой тропинке;
- прыжки с кочки на кочку;
- переправа через ручей (ширина ручья меньше 1 метра);
- крутой подъём по узкой тропинке (дети перешагивают через корни деревьев, кустарников).
Игры по ходу движения
«Зеркало». Воспитатель выполняет различные движения (прыжки с продвижением вперёд, разные виды ходьбы и пр.). Дети их повторяют.
«Смена ведущего». Воспитатель называет имя ребёнка, который бегом направляется на место ведущего.
«Тихоход». Ходьба с высоким подниманием коленей. На 2 шага – вдох, на 4-6 шагов – выдох. Выдыхая, произнести «ти-ш-ш-ше» или считать.
Игры на поляне
«Ловкий турист». Дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя бегут змейкой между расположенными в ряд рюкзаками до обозначенного места, назад возвращаются, прыгая на двух ногах.
«Весёлые соревнования». По сигналу дети бегут в парах до обозначенного места спиной вперёд, назад бегут обычным способом — лицом вперёд.
«Кто самый меткий?». Дети поочерёдно бросают камешки в обозначенную цель.
Игры – эстафеты
«Переправа».
Воспитатель: Представьте, что перед вами река. На берегу только две лодки (пара детей берет друг друга за руки, скрестив их перед собой). Вы должны переправить на противоположный берег поочерёдно всех членов команды.
Команды строятся в колонны. По сигналу два игрока из каждой команды, стоящие первыми в команде, бегут до обозначенного места – плывут на противоположный берег реки. К своей команде возвращается только один игрок. Он берёт в лодку следующего участника, перевозит его и остаётся на берегу, а второй возвращается назад. И т. д.
«Преодолей препятствие». Прыжки от места старта через рюкзаки, положенные на расстоянии одного шага друг от друга.
«Расчисти проход». Дети стоят в двух шеренгах.
Воспитатель. Вы стоите на узкой тропе. Справа и слева – обрыв, впереди тропа, заваленная камнями. Надо расчистить проход, передавая по одному камню по цепочке. Если вы уроните камень, может случиться обвал. Повторяю: за один раз можно взять только один камень.
По сигналу дети по цепочке передают друг другу шишки или мелкие камешки.
Перед отправлением в поход дети тщательно осматриваются медицинским работником.
Планируется 2-3 похода в год. Примерные темы: «Здравствуй, осень!», «Здравствуй, весна!», «Летняя встреча».
Во время похода проводятся: оздоровительные мероприятия с использованием естественных природных препятствий, неровностей рельефа местности (следует исключить травмоопасные ситуации, перегрузку); беседы о красоте природы и достопримечательностях родного края; наблюдения и исследовательская деятельность; игры и эстафеты.