Калинкина Наталья Леонидовна
Консультация для педагогов «Игра как средство приобретения ребенком социально-культурного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство приобретения ребёнком социально-культурного опыта
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребёнка не случайно называют "нежным возрастом". Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра как средство приобретения ребенком социально-культурного опыта“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Любящие родители наверняка заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Развивать малыша с пелёнок сейчас модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели чем нагружать раньше срока лишними знаниями.
Как же здесь быть? Да просто играть с ребёнком! Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития социально-культурного ребёнка. Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Основной источник, питающий игру ребёнка - это окружающий мир, а также жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребёнок соответствующим образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает "дочку", осматривает "больного" и так далее). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Наиболее общий мотив игры - стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми. Такое стремление сталкивается с одной стороны с неподготовленностью ребёнка к её осуществлению, а с другой - с растущей самостоятельностью. Но это противоречие легко разрешается в игре: в ней ребёнок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра это своеобразный способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Игра ребёнка-дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретённых знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка. При этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры и выполняемой им роли во взаимоотношениях с товарищами. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно и личностью, и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации детей.
Игра для ребёнка то же самое, что речь для взрослого. В то же время игра, по выражению советского психолога Д. Б. Эльконина, это своеобразная "школа морали". Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает физическое, эмоциональное и социальное пространство. У него формируется так называемый комплекс "самости" - самовыражение, самоконтроль, самореабилитация, самореализация и самоопределение.
Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в его развивающемся организме. Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер и волю, воспитывают в ребёнке патриотические и интернациональные чувства, а также социально-культурный опыт.