Получи документы

Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Светлана СТЕЛЬМАХ
Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Всем известно, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Приобщение наших воспитанников к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача.

Главным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Для детей 2-3лет в процессе игры слушание музыки должно стать своеобразным звуковым фоном. В этом возрастном периоде целесообразно применять методику слушания музыки, которая может быть названа «Играй и слушай». Эта методика основана на непроизвольном внимании, характерном для детей раннего возраста. Она ставит своей целью постепенное количественное накопление слухового опыта детей. В групповой комнате организуется художественная среда: дети играют с игрушками и одновременно слушают музыку. В этом случае рекомендуются непродолжительные по звучанию музыкальные произведения до 1,5 минут, такие как «Вальс» или «Колыбельная» В. А. Моцарта, «Полька» М. Глинки, «Болезнь куклы» и «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и т. д.

Детям 4-5 года жизни можно предлагать для слушания разные по характеру марши: военные, походные, спортивные, используя классическую музыку. Давая примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться к тому, чтобы дети не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, можно предложить для слушания «Турецкий марш» из увертюры «Афинские развалины» Л. Ван Бетховена, «Военный марш» Ф. Шуберта, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш» из оперы «Аида» Дж> Верди, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева. Важно, чтобы дети поняли, что хотя все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет, все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия, необходимо связать ее с движением. Дети должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер произведения. Ритм марша можно показать также хлопками или притопами.

Для слушания можно предлагать разнохарактерные вальсы. Слушание вальса должно сопровождаться движениями. Так, например, под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского дети могут изображать цветы на лужайке при помощи пластических движений рук и тела.

Педагоги включают музыку и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга

Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр и развлечений. Например, мальчики с удовольствием играют в богатырей, когда мы знакомимся с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Девочки превращаются в Василису красу и Царевну Лебедь, играют в Золушку (балет С. С. Прокофьева «Золушка»)

Также можно детям предложить передать свои впечатления от услышанного произведения в исполнительской и творческой деятельности такой как рисование.

Предлагаю прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»

Классическая музыка доступна для восприятия дошкольниками, так как основывается на использовании программно - изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т. д.). Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель, «Белые ночи» (май, «Баркарола» (июнь, «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» - вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).

Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т. д.).

Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников - способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки, грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова, торжественное («Свадебный марш» Ф. Мендельсона, «Песня о Родине» И. О. Дунаевского).

Использование классической музыки в игровой деятельности способствует и развитию театрализации действа, поскольку требуют перевоплощения детей в персонажи. Кроме того развивается коммуникабельность, снимаются стрессовые состояния отчужденности у замкнутых детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов и родителей о роли классической музыкиКонсультация для педагогов и родителей о роли классической музыки Что важнее – любить или понимать музыку? "Из кабинета заведующего вышла, хлопнул дверью, музыкальный руководитель (её я знала по встречам.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 января 2024 в 22:50
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД