Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша»

Наталия К
Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша»

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного про-цесса для детей дошкольного возраста является формирование универсальных предпосы-лок учебной деятельности. И, действительно, в современном обществе учебная деятель-ность стала «второй профессией» любого человека.

Она выполняется им на протяжении всей жизни и во многом определяет продвиже-ние в основном избранном деле. На первый план выходят и оцениваются не столько сами знания, сколько средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, незави-симо от того, к какой предметной области они принадлежат (познавательной, речевой, художественно – эстетической или др.).

Публикация «Консультация для педагогов „Логические блоки Дьенеша“» размещена в разделах

Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим тем-пом.

У каждого ребёнка существует круг дел, с которыми он справляется сам, за предела-ми этого круга - дела, которые доступны для него только при участии взрослого или не-доступны вообще.

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активиза-ции мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занима-тельным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всмат-риваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объясне-ния.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении резуль-тата). Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций и осу-ществляется в практической деятельности и неразрывно связана с ней. Любой вид дея-тельности, любой труд включает решение мыслительных задач. Практика является источ-ником мышления.

Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах обучения вызывает существенные затруднения у многих детей.

Обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на развитие по-знавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Интеллектуальный труд очень не легок, и, учитывая возрастные возможности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить,что основной метод развития – про-блемно - поисковый, а главная форма организации – игра.

В своей работе с детьми я использую современные педагогические технологии и методики организации образовательного процесса.

Одной из универсальных современных педагогических технологий является ис-пользование блоков Дьенеша.

Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской ме-тодики «Новая математика» - Золтан Дьенеш.

Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и зна-ками (методе моделирования).

Золтан Дьенеш создал простую, но в, то, же время уникальную игрушку, куби-ки, которую поместил в небольшую коробку.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педаго-гов нашей страны.

Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.

Основная цель использования дидактического материала научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выяв-лять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свой-ства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или от-сутствия каждого.

Формы организации работы с логическими блоками.

1. НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, си-стемность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фи-гур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логиче-ских задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д. Например, используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоро-вод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печат-ные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориен-тиры домиков и т. д. В сюжетно – ролевых играх «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т. д.

Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры рас-пределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возраст-ной группе (усложняя или упрощая задания, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Речь детей

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

По итогам диагностики уровень развития детей повысился благодаря использова-нию в работе с детьми блоков Дьенеша.

Взаимодействие с родителями

Начав работу с детьми по этой методике, мы познакомили своих родителей с этой занимательной игрой на практических семинарах. Отзывы у родителей были самые по-ложительные. Они считают эту логическую игру полезной и увлекательной, независимо от возраста детей. Родителям мы предложили использовать плоскостной логический ма-териал. Изготовить его можно из цветного картона. Показали как легко, просто и инте-ресно с ними играть.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от про-стого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образова-тельную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуаль-но-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидакти-ческие игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной

ПРЕИМУЩЕСТВА

Помимо гибкости и универсальности при проведении игровой и учебной деятель-ности, главные преимущества в том, что продукт долговечен (не имеет срока годности, разработан из экологически чистого материала (даже если ребёнок случайно откусит и проглотит кусочек, то ничего страшного не произойдёт, углы всех блоков сглажены (во избежание травм). Лёгкие объёмные блоки удобно умещаются в ладошке ребёнка, что важно при работе на занятиях (фигурки из бумаги рвутся, мнутся и их не удобно держать в руках).

КАК РАБОТАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Итак, откроем коробку.

По большому делу основной недостаток этого методического пособия только один: скупая информация по методике работы с блоками, нет полного перечня игр (т. к. эти иг-ры можно создавать буквально "с ходу"). Заглянув в коробку, мы увидим инструкцию в виде памятки, в которой есть описание игр для работы с детьми. В принципе их вполне хватит для развития дошкольника, но.

Оказывается, в памятке мы найдём лишь малую долю игр, которые можно прово-дить при помощи блоков на занятиях в детском саду и дома. Вы представить себе не мо-жете то, насколько мощный и действительно универсальный игровой и методический ма-териал «подарил» нам всем Дьенеш!

1. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, раз-меру.

2. Покажите квадрат. Показали квадраты разные по цвету, толщине и размеру. Но все выделили такой признак, как квадрат.

Покажите желтый круг. – Два признака.

Покажите синий большой треугольник – Три признака.

Покажите желтый маленький тонкий прямоугольник. – Четыре признака.

3. Познакомимся с кодовыми карточками.

(Демонстрационный)

Цвет – изображается пятном

Форма – контурами фигур

Толщина – условным обозначением человеческой фигуры

Величина – силуэтами домиков

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом - красные, желтые, синие;

3. Размером -большие и маленькие;

4. Толщиной -толстые и тонкие.

И что?

Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треуголь-ник, это маленький синий круг».

Просто и скучно? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное коли-чество игр и занятий с блоками Дьенеша.

Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной мето-дике. Я хочу показать, как это интересно.

Моя цель – заинтересовать Вас, а коль она будет достигнута, то я уверена, коробка с блоками пылиться на полках у вас не будет!

Я хочу поделиться опытом, как можно использовать эту замечательную игру в сов-местной деятельности с детьми и самостоятельной игре.

С чего же начать?

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу - от простого к сложно-му.

Как уже говорилось начинать работу с блоками можно с детьми младшего дошколь-ного возраста. Хочу предложить этапы работы. С чего начала я.

Предупреждаю, что строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, я на первом этапе дала детям возможность познакомиться с блоками : самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Воспитатели могут наблюдать за таким знакомством. А дети могут построить башенки, домики и т. д. В процессе мани-пуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, тол-щину.

Отмечу, что на каждого ребенка дается комплект блоков (каждому своя коробка).

В комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур харак-теризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

На этом этапе дети знакомятся с блоками самостоятельно, т. е. без заданий, поучений со стороны воспитателя.

2 этап «Обследование»

На этом этапе дети проводили обследование блоков. При помощи восприятия они познавали внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Де-ти подолгу, не отвлекаясь, упражнялись в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т. д.

В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализа-торы. Дети воспринимают в предмете новые качества и свойства, обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы об-следования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»

А когда знакомство и обследование произошло, предложила детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможно-сти детей. Большое значение играет дидактический материал. Играть и раскладывать блоки интереснее для кого –то или чего – то. Например, угостить зверей, расселить жиль-цов, посадить огород и т. д. Отмечу, что комплекс игр представлен в небольшой брошю-ре, которая прилагается к коробке с блоками.

(показ брошюры из комплекта к блокам)

4 Этап «Сравнение»

Затем дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприя-тие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фи-гуры?»

Например, перед детьми выкладывали блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».

- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отли-чаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали: «Этот ма-ленький, а этот большой».

«Правильно, и по величине они разные».

Аналогичным образом дети устанавливали различия фигур по толщине. Постепен-но дети начали пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, та-кими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учились находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся призна-кам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат. Среди 48 блоков раз-личной формы дети находили только квадратные блоки. Таких блоков 12. Так дети осу-ществляли поиск фигуры по одному заданному свойству, например, по форме.

Далее предлагалось найти фигуру по двум признакам, например - синий квадрат. Ребенок должен мысленно отсечь все ненужное (т. е. абстрагироваться от несущественных признаков) и вести поиск только среди фигур квадратной формы, синего цвета. Дети находили четыре фигуры по двум заданным свойствам (цвету и форме).

После этого предлагалось найти блок по трем заданным свойствам, например - си-ний большой квадрат. Поле поиска ребенка сужается до 2 фигур, а заданные свойства увеличиваются до трех (цвет, форма, размер).

И наконец, из двух фигур выбирается одна фигура по всем четырем заданным свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В играх такого типа у детей формируется важнейшая мыслительная операция – абстрагирование. Кроме того, ребенок приходит к умозаключению, что, чем больше заданных свойств положено в основание поиска, тем меньшее количество фигур можно найти, и наоборот.

6 этап «Знакомство с символами»

На следующем этапе знакомили детей с кодовыми карточками.

Загадки без слов (кодирование). Объяснила детям, что угадать блоки нам помогут карточки.

Показывали 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).

Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).

Предложили рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фи-гуры.

И карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.

Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схема-тично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замеще-нию свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Такая интерпретация кодировки свойств блоков предложена самим автором ди-дактического материала.

Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровы-вают информацию и находят закодированный блок.

Пользуясь кодовыми карточками, ребята называли «имя» каждого блока, т. е. пере-числяли его признаки.

Кодовые карточки имеются раздаточные – на каждого ребенка, демонстрационные – для показа.

(Показ карточек на альбоме с кольцами)

7 этап «Соревновательный»

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольстви-ем загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного ди-дактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блока-ми включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

Подобные игры позволяют моделировать такое понятие, как кодирование и декоди-рование информации, важное не только в математике, но и в информатике.

8 этап «Отрицание»

На следующем этапе игры с блоками значительно усложнились за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечер-киванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.

Показ - карточек

Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрезания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры форми-руют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Если вы начали знакомить детей с блоками Дьенеша в старшей группе, то этапы «Знакомство», «Обследование» можно объединить.

Из кодовых карточек можно составит кодовую схему.

А теперь игра «Украсим елку»

Дидактический материал – «Елочка» и кодовые карточки.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пользу внедрения блоков говорит и тот факт, что всё больше и больше детских садов начинают использовать это пособие на занятиях в своих учреждениях. Бук-вально в каждом городе появляются специалисты, которые уже получают на практике ре-зультаты работы.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 "Светлячок" "БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО.

Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников «Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения детей дошкольного возраста».

Фотоотчет «Логические блоки Дьенеша»Фотоотчет «Логические блоки Дьенеша» Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать.

Консультация «Что такое блоки Дьенеша?» Консультация для родителей «Что такое блоки Дьенеша?» Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения.

Консультация для педагогов «Логические упражнения для развития речи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»[/b] Выполнила: учитель - логопед Ахмедьянова Н. М. Как правило,.

Логические блоки Дьенеша как позитивное средство развития мышления дошкольника Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором.

Мастер-класс для педагогов «Использование международного материала «Логические блоки Дьенеша» Мастер – класс для педагогов «Использование международного материала «Логические блоки Дьенеша» в образовательной работе дошкольного учреждения».Что.

Мастер-класс для воспитателей «Педагогическая технология «Логические блоки Дьеныша» в интеллектуальном развитии детей» Мастер-класс для воспитателей «Педагогическая технология «Логические блоки Дьеныша» в интеллектуальном развитии детей» Каждый родитель.

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» Хайруллина Зульфия Хасановна 1 слайд. Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников» 2 слайд.

Консультация «Что такое — логические блоки Дьенеша»? Что такое «Логические блоки Дьенеша»? Блоки Дьенеша – волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша»
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 20:28
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД