Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Логические упражнения для развития речи»

Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Логические упражнения для развития речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕ

ЧИ»[/b]

Выполнила:

учитель - логопед

Ахмедьянова Н. М.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Публикация «Консультация для педагогов „Логические упражнения для развития речи“» размещена в разделах

Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показало, что у многих она имеет следующие особенности:

- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неуме-ние выделить в них главное;

- неспособность синтезировать информацию;

- неумение планировать;

- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,

В. В. Давыдова, В. Гитерна, А. Валлона, Ж. Пиаже. Причем двое последних считают, что мышление дошкольника по природе алогично, так как «не обременено знаниями».

Не ставя под сомнение данное утверждение, мы позволим предположить, что чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, так и в условиях патологии.

Для детей, овладевших основными речевыми навыка

ми. [/b]

Взрослый выбирает игру, сложность которой вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятие. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

В процессе выполнения этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе.

Каждый раз ход игры потребует от дошкольника развернутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание, при проведении других потребуется серьезная работа памяти. Часть упражнений, помимо мышления, стимулирует воображение дошкольника.

Для детей с проблемами в речевом развит

ии. [/b]

Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, занятия помогут существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность и точность высказываний.

Дети с нарушением произношения нередко говорят фонетически чисто только под чьим-либо наблюдением, а без такового возвращаются к дефектной речи, поэтому для них рекомендуем использовать данные игры на заключительном этапе автоматизации правильного произношения.

Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания детей на смысловой стороне высказывания в ходе интеллектуальных игр способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к самостоятельным ее сторонам.

Таким образом, взрослые, играя с дошкольником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение предлагаемых нами игр не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, в автобусе, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате.

Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок «не привязан» к конкретному объекту.

При решении указанных задач малышу потребуется подсказка, совет взросло-го. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогают ребенку не только справиться с поставленной целью, но и сделает совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Мышление - исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако «большое» мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников .

Консультация «Фонематический слух — основа правильной речи. Упражнения для развития фонематического слуха» Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать,.

Консультация для педагогов «Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке» Консультация для педагогов Тема : «Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке " Прогулка – один из важнейших режимных моментов,.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Консультация для педагогов «Игры и упражнения для формирования падежных конструкций» При овладении категорией имена существительные дети с ОНР почти во всех случаях затрудняются при изменении по падежам и числам. Наибольшее.

Консультация для педагогов «Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста» Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников» Консультация для воспитателей. Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2–3 лет» «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация «Упражнения для развития мелкой моторики рук» Начинать развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Уже с первых дней жизни ребёнка. Можно делать упражнения с кистями рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Логические упражнения для развития речи»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 08:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД