Получи документы

Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников

Татьяна Сергеевна
Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников

«Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения детей дошкольного возраста»

Полифункциональность развивающего обучения- это возможность реализации задач из разных образовательных областей при использовании одного учебного или игрового оборудования с целью всестороннего развития.

Публикация «Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников» размещена в разделах

Значение всестороннего развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Важное значение для повышения качества воспитательно- образовательной работы в детских дошкольных учреждениях имеет формирование у ребят познавательной деятельности, как основы всестороннего развития ребенка.

Развивающее обучение это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности дошкольника и на их реализацию.

Работа с опорой на зону ближайшего развития ребенка помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям.

Зона ближайшего развития ребенка характеризует ту область действий и задач, которые еще не может ребенок выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого. То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра становится уже внутренним достоянием ребенка, его новой способностью, умением, знанием. Такое обучение стимулирует развитие ребенка.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ребенка потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия.

На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным.

Основная задача педагога в процессе развивающего учения — организация учебной деятельности, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции.

Развивающее обучение учитывает специфические закономерности развития, адаптируется к уровню и особенностям конкретного ребенка. Оно реализуется в зоне непосредственного развития ребенка.

Суть развивающего обучения состоит в том, что дошкольник не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей познавательной деятельностью.

Таким образом, развивающее обучение осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

Для повышения эффективности образовательной работы большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения : учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе «Детство».

Реализуя ОО мы учитываем целевые ориентиры, заложенные в ФГОС ДО:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.

Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования.

Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета.

Конструирование требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой.

Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Основная задача развивающего обучения заключается в формировании у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствуют совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной развивающего обучения дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети.

Любая содержательная деятельность включает как более простые познавательные процессы - сенсорные, так и более сложные - мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Обследование - основной метод развития детей.

В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.

Способы обследования разнообразны и зависят:

· от обследуемых свойств

· от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей.

Содержание развивающего обучения должно быть согласовано с содержанием детской деятельности.

Ведущей формой воспитания и обучения, являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.

Важной формой развития детей в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения.

По своему содержанию эти игры и упражнения очень разнообразны на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.

ФГОС ДО рекомендует использовать современные дидактические средства для решения задач всестороннего развития.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными, современными пособиями являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию.

Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в Рабочей программе нашей группы.

Изучая научно-педагогическую и методическую литературу, мы узнали, что дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976 г. г., который изобрел это пособие.

Существуют как объемный, так и плоскостной вариант палочек.

В набор входит 10 палочек разного цвета и длины.

Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий.

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия и порядка следования чисел: 1, 2, 3 …

В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер палочек, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, естественно возникающих в мышлении ребенка.

Кроме этого, дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т. д.

Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет.

Дополнением к набору счетных палочек Кюизинера, для детей 2-3-х лет, разработан альбом «Волшебные дорожки».

Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера.

Играя, дети научаются различать цвет, количество «один и много», сравнивать палочки, предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости, сделать открытие, что значит «одинаковые», а что значит «разные».

Для детей 4-7 лет разработан альбом «Страна блоков и палочек», включающий в себя комплект дидактических игр, направленных на всестороннее развитие дошкольников.

Для детей 3- 9 лет разработан замечательный комплект «На златом крыльце сидели». Он состоит из 2 блоков : для детей 3-5 и 5-9 лет. Ребятам предлагается выкладывать различные фигуры из палочек Кюзинера по предложенному образцу. Каждое последующее задание усложняется.

Венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш разработал универсальное пособие –логические блоки.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки».

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной.

За каждым из этих видов закрепилось свое название.

Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Детей привлекают логические блоки, т. к. они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

В наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Набор «Давайте вместе поиграем» содержит 9 комплектов логических фигур, 2 комплекта карточек с символами свойств и 1 комплект логических кубиков.

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями.

Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.

Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми мы строим следующим образом:

· НОД

· совместная деятельность с детьми

· самостоятельная деятельность детей

Для работы с младшими дошкольниками мы выбрали образовательную технологию Е. Н. Пановой, представленную в методическом пособии «Дидактические игры и занятия в детском саду».

В данном пособии представлены дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.

Структура образовательной технологии Е. Н. Пановой использования дидактических игр с палочками в педагогическом процессе соответствует педагогической технологии подачи учебного материала на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».

Сначала дети знакомятся с палочками, манипулируя ими, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда, заборчики, ворота и т. п.

Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета.

Применяем известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую.

Далее используем игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую.

Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом.

Дидактические игры с палочками Кюизинера применяем в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию.

Для закрепления знаний детей используем в своей работе различные наглядные средства : предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.

Прежде чем начать работу с детьми, устанавливаем, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагаем ему одно-два упражнения (игры).

Если он не справляется с заданием, предлагается более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу.

Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

Диагностируя каждого ребенка, мы получаем ясную картину уровня мыслительных умений детей.

Это дает возможность организовывать занятия, игры и т. п. с учетом уровня развития каждого ребенка.

Если ребенок легко и безошибочно справляются с заданием определенной ступени - ему предлагаются игры и упражнения следующей группы сложности. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Для работы с блоками Дьенеша мы используем игровую технологию «Игровая школа мышления» О. А. Степановой, «Логика и математика для дошкольников» Е. А. Носовой, набор дидактических игр «Давайте вместе поиграем» Н. О Лелявиной.

В процессе самостоятельного знакомства с блоками, разнообразных манипуляций с ними, дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков мы предлагаем следующие задания:

· найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

· найди не такие фигуры, как эта по форме (по размеру, по толщине, по цвету).

· найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

· назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

После самостоятельного знакомства с блоками переходим к играм и упражнениям.

В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой - чтобы не было рядом блоком, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий - чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Найди пропущенный предмет» и др.

Дети в совместной деятельности выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем? Поменяем местами? Добавим?»

Дети осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом (в зависимости от реальной формы предметов, диван - прямоугольником; по стрелке определяют направление действий, движений.

В нашей группе создан уголок, где выкладываются занимательные игры, схемы, лабиринты и др. что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать.

Так же там представлены альбомы «Страна блоков и палочек», «Волшебные дорожки», «На златом крыльце. (1 часть)».

Для проведения игр и упражнений дополнительно готовим вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр.

Упражнения детей с использованием дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера включаем в занятия.

Работа по всестороннему развитию детей с использованием полифункциональных средств (цветные палочки Кюзинера, логические блоки Дьенеша, подтолкнула нас к разработке перспективного плана развивающих занятий с детьми на следующий учебный год.

К плану мы приложили конспекты авторских сценариев различных образовательных ситуаций, занятий; игровых упражнений с палочками и блоками.

Походя ко концу учебного года, мы отмечает, что благодаря системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к цветным палочкам Кюизенера и логическим фигурам, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях.

Дети ориентируются в названиях, легко устанавливают простейшие межпредметные связи и пр.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина Дошкольное образовательное учреждение №237 ОАО «Ржд» Доклад Тема: «Современные образовательные технологии: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,.

Фотоотчет «Инновационные игры блоки Дьенеша и палочки Кюизинера»Фотоотчет «Инновационные игры блоки Дьенеша и палочки Кюизинера» Дорогие, воспитатели! Хочу с вами поделиться своим опытом по играм с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера. Этот конструктор используется.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация для педагогов «Логические блоки Дьенеша в работе с детьми 4–7 лет» Оглавление: 1. Немного об авторе 2. Суть методики 3. Возраст 4. Логические блоки 5. Альбомы 6. Достоинства и недостатки метода 7. Игры с.

Мастер-класс для педагогов «Использование международного материала «Логические блоки Дьенеша» Мастер – класс для педагогов «Использование международного материала «Логические блоки Дьенеша» в образовательной работе дошкольного учреждения».Что.

Педагогический опыт «ФЭМП у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки Д. Кюизенера» Педагогический опыт «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью развивающей технологии «Цветные палочки.

Проект «Волшебные блоки и палочки. Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша» Проект на тему: «ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ И ПАЛОЧКИ» (Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша) Воспитатели: Синица Ольга Николаевна,.

«Посудная лавка». Развивающие игры с международным дидактическим материалом «Цветные счётные палочки, или палочки Кюизенера»«Посудная лавка». Развивающие игры с международным дидактическим материалом «Цветные счётные палочки, или палочки Кюизенера» Тема : «Посудная лавка» Цели: Развивающая: Развивать воображение и творческое мышление у детей; учить видеть эстетическую красоту; учить.

Консультация «Что такое — логические блоки Дьенеша»? Что такое «Логические блоки Дьенеша»? Блоки Дьенеша – волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких.

Занятие по ФЭМП в младше-средней группе с элементами развивающих игр «Логические блоки Дьенеша»Занятие по ФЭМП в младше-средней группе с элементами развивающих игр «Логические блоки Дьенеша» Тема: Путешествие в страну геометрических фигур. Цель: I. Актуализировать умение детей распознать изучение геометриче-ских фигур и выделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развивающего обучения дошкольников
Опубликовано: 26 июня 2019 в 20:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД