Ольга Синица
Проект «Волшебные блоки и палочки. Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
«ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ И ПАЛОЧКИ»
(Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша)
Воспитатели:
Синица Ольга Николаевна,
2016 г.
г. Москва
Тип проекта : игровой.
Вид проекта : долгосрочный.
Публикация «Проект „Волшебные блоки и палочки, Знакомство с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша“» размещена в разделах
Сроки осуществления проекта : сентябрь – май.
Участники проекта : воспитанники младшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Проблема проекта
Дети не проявляют познавательный интерес и плохо справляются с простейшими логическими задачами при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений.
Актуальность проекта
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера :
1. Блоки и палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.
Цель проекта
Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.
Задачи проекта
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
• воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
• воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
• воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
• воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.
Развивающие:
• развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
• развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,
радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр. ,
• развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.
Обучающие:
• учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов,
• формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д. ,
• научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).
Методы реализации проекта
Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.
Наглядные методы: прямые - воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.
Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).
Формы реализации проекта :
• Непосредственно-образовательная деятельность: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
• Образовательная область в режимных моментах: наблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения.
• Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, тематические досуги, проектная деятельность.
• Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, работа с альбомами.
• Совместная деятельность с семьей: проектная деятельность, участие в практикуме, оформление фотоальбома «Играем и развиваемся», оформление альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».
Планируемый результат
• дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
• дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
• дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
• дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
• дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
• дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
• дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
• дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.
Предварительная работа
• чтение художественной литературы: «Волк и семеро козлят», «Колобок», А. Барто «Кто как кричит», «Грузовик».
• рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт».План реализации проекта
Этапы проекта Задачи Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый
результат
Ценностно-ориентированный -смотивировать детей и родителей
к проектной деятельности, раскрыть
значимость и актуальность проекта,
ввести детей в проблемную ситуацию;
-провести входную диагностику. -мотивирует детей к проектной деятельности (знакомит детей с дидактическим материалом, побуждает рассматривать и ощупывать);
-мотивирует родителей к проектной деятельности : практикум «Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»;
-проводит входную диагностику. -дети рассматривают, обследуют новый дидактический материал;
-дети принимают участие во входной диагностике. -дети заинтересованы, эмоционально
откликнулись на
предстоящую
проектную
деятельность.
Конструктивный - провести планирование этапов практической деятельности;
- подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры, музыкальные произведения по теме;
- привлечь родителей к оформлению альбома «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в русских народных сказках». -подбирает дидактические игры, малоподвижные игры, подвижные игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша;
-подбирает иллюстрации по теме: Транспорт;
-музыкальный руководитель помогает подбирать произведения по теме: «Игрушки». -дети включаются в проектную деятельность;
-принимают участие в пополнении альбома «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках» совместно с родителями. -дети заинтересованы
в проектной
деятельности;
-дети принимают
участие в совместной деятельности
с родителями;
-родители пополняют
альбом «Палочки
Кюизенера и блоки
Дьенеша в русских
народных сказках».
Практический -осуществить координацию деятельности детей;
-проконсультировать родителей по возникающим вопросам;
-воспитывать интерес к продуктивной деятельности;
-развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности;
-пополнить содержимое развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями;
-пополнить методическое, дидактическое обеспечение. Проводит д/и «Выложи дорожку», п/и «Мышки -норушки» -блоки.
Проводит НОД «Коза с козлятами», организует работу в альбомах по мотивам сказки «Волк и 7 козлят», проводит д/и «Сделай как я» - палочки.
Проводит д/и «Что изменилось?», совместно с детьми рассматривают иллюстрации и беседуют по теме: транспорт, проводит НОД «Грузовик» -блоки, организует работу в альбомах- блоки.
Проводит д/и «Дорожки для матрёшки», организует работу в альбомах-палочки.
Проводит сюжетно-ролевую игру «Путешествие в автобусе», п/и «Три обруча» - блоки.
Совместно с детьми драматизирует сказку «Колобок», организует работу в альбомах по мотивам сказки; проводит д/и «Змейка» -палочки.
Читает детям стих А. Барто «Кто как кричит», организует работу в альбомах по мотивам стихотворения; проводит д/и «Волшебный мешочек» -блоки.
Совместно с детьми составляет рассказ «История об одном автобусе» и организует работу в альбоме «Вместе весело играть» -палочки и блоки; проводит п/и «Раз, два, три розовая палочка беги!».
Проводит НОД «Что делает шофёр?», д/и «Перевези груз» - блоки.
Совместно с музыкальным руководителем проводит развлечение «Игра - путешествие». -дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы: активно принимают участие в различных видах игр, включаются в образовательную деятельность, участвуют в драматизации сказки, прослушивании музыкальных произведений, просмотре иллюстраций. -дети проявляют самостоятельность, инициативность,
уверенность в себе
при решении
интеллектуальных задач,
- дети демонстрируют доброжелательность
и готовность
к взаимопомощи по
отношению к другим
детям и взрослому,
- дети проявляют
познавательный интерес
к исследовательской
деятельности,
-дети проявляют свои
эмоции в процессе
реализации проекта,
-дети демонстрируют
умение грамотно
высказываться,
-дети демонстрируют
умение ориентироваться
в пространстве,
- дети демонстрируют
умение узнавать и
называть сенсорные
эталоны,
- дети демонстрируют
умение обследовать
предметы, включая при
этом движения рук
по предмету в процесс
знакомства с ним.
Заключительный - провести контрольную диагностику,
- оформить результаты деятельности. - проводит контрольную диагностику,
- оформляет фотоальбом «Играем и развиваемся»,
- создаёт презентацию «Волшебные блоки и палочки»,
- оформляет картотеку игровых альбомов «Маленькие логики»,
- совместно с родителями оформляет альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках». -дети принимают участие в контрольной диагностике,
-дети принимают активное участие в оформлении результатов проектной деятельности. -дети с интересом
участвуют в оформлении результатов проекта.
Результат проекта
• презентация для родителей «Играем и развиваемся»,
• презентация «Волшебные блоки и палочки»,
• фотоальбом «Играем и развиваемся»,
• картотека игровых альбомов «Маленькие логики»,
• альбом «Волшебные блоки и палочки в русских народных сказках».
Заключение
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.
Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.
В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.
Приложение 1.
Мастер – класс для родителей
«Стимулирование познавательных интересов детей посредством игр
с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»
Цель: Познакомить родителей с «Логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера» и использованию их, как игрового материала в работе с детьми. Раскрыть возможности эффективности, как для самостоятельных игр, а также показать возможные варианты придумывания их с детьми.
Задачи:
• Познакомить родителей с методами, приёмами и правилами игр;
• Совершенствовать навыки использования игрового материала;
• Вызвать у участников мастер-класса интерес к играм с Логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера;
• Развивать творческую активность родителей детей младшего возраста.
Введение в проблему:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть Вас, я благодарна Вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Интеллектуальная готовность ребенка предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.
Мастер-класс:
Как показывает практика, дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, в своей работе уделяю этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. И сегодня хочу познакомить Вас с "Логическими блоками Дьенеша" и «Палочками Кьюзенера»
«Логические блоки Дьенеша» разработал венгерский психолог и математик Дьенеш.
- Что же представляют из себя блоки Дьенеша?
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
• четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
• трех цветов (красный, синий, желтый);
• двух размеров (большой, маленький);
• двух видов толщины (толстый, тонкий).
Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать мышление, память, внимание, воображение.
В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию, а также психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем успешно овладеть основами математики и информатики.
- Надеюсь, что все эти знания очень пригодятся Вам и вашим детям.
- Для детей младшего возраста блоки являются эталонами формы и цвета.
- Хочу предложить вашему вниманию следующие игры с блоками Дьенеша, и предлагаю нам всем вместе поиграть в эти игры!
- Первая игра «Найди меня»
Цель игры: найти фигуры, объединенные определенным признаком.
- Найдите все фигуры красного цвета, теперь желтого, и синего цвета.
- Все справились с заданием? (Да)
- Очень хорошо. Давайте найдем все фигуры квадратной формы, круглой формы, треугольной, и прямоугольной.
- Я вижу, все справились. Следующие задание найти все большие фигуры и маленькие. Какие все молодцы! Теперь найдите все толстые фигуры и тонкие.
-Если ребенок успешно справляется с таким заданием, процесс можно усложнить, предложив ребенку найти фигуры, которые не соответствуют определенному признаку, например:
-Предложите найти все фигуры не красного цвета, не желтого, не синего.
- Найди все фигуры не квадратной формы, не круглой, не треугольной, не прямоугольной.
- Найди все не большие фигуры, не маленькие. Найди все не толстые фигуры, не тонкие.
- Следующая игра называется «Внутри-снаружи»
-Я вам раздам карандаши и листики бумаги, нарисуйте большой круг.
-Сложите внутрь круга фигуры красного цвета, а снаружи расположить фигуры желтого цвета.
- Я вижу деткам интересно это задание.
- Давайте внутрь круга сложим все круглые фигуры, а снаружи все треугольные.
- Объединяйте фигуры и другими признаками (все большие – все маленькие, все толстые – все тонкие, и т. д.)
- Еще одна игра «Составь картинку»
- Предлагаю составить из фигур какое-нибудь изображение: елочку, мишку, машину, дом, башню, паровоз.
-Составляя из логических блоков Дьенеша плоскостные изображения предметов, у детей развивается фантазия, творческие способности, интерес к игровой деятельности.
-Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр.
- Уважаемые родители, сейчас вы познакомились с игровым материалом "Логические блоки Дьенеша".
- Не менее увлекательным пособием являются и «Палочки Кьюзенера», их разработал бельгийский математик Кьюзенер.
Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету, палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.
Палочки в работе с малышами используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками или палочками, создавая различные конфигурации, решают головоломки, выкладывают узоры по образцу и представлению. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.
- Хочу предложить вашему вниманию следующие игры с палочками Кьюзенера, и предлагаю нам всем вместе поиграть в эти игры!
- Первая игра «Где больше?»
- Перед ребенком выложите два ряда палочек – в одном 4 палочки, а в другом – 5. Определите, в каком ряду палочек больше, и как сделать равное количество палочек в каждом ряду? (Убрать лишнюю или добавить еще одну).
-Если вы видите, что ваш ребенок легко справился с заданием, то предложите ему дополнительные задания, например: положи столько же палочек сколько у меня; покажи одну палочку, много палочек, две палочки, столько же палочек.
- Игра «Цвета», простая игра на закрепление знания цветов.
-Выложите палочки на столе, перемешайте их.
-Ребята, сейчас я буду называть цвета, а вы должны найти палочку заданного цвета, и поднять вверх, мамы будут вам помогать.
- Покажите красную палочку.
- Теперь синюю.
- Желтую палочку.
- Найдите палочку, черного цвета.
- Молодцы!
- Игра «Заборчик»
- Ребята, выберите палочки одного цвета, который вам больше всего нравится, и постройте заборчик для утёнка.
- Эта учит выкладывать палочки в ряд по цвету.
- Я надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми!
Рефлексия:
Сегодня я познакомила вас с «Логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера». Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Если вам понравился наш мастер-класс оставьте улыбающийся смайлик на столе, а если нет – то грустный.
Всем спасибо за внимание!
Приложение 2.
Занятие с логическими блоками Дьенеша
«Игра-путешествие»
Задачи:
Развивать логическое мышление, память.
Закреплять знание о числовом ряде.
Выявлять лишний предмет с объяснением.
Классификация предмета по 2 признакам.
Материал:
Логические блоки Дъенеша.
Сказка «Репа»- разрезные картинки.
Карточки с цифрами.
Геометрические фигуры.
Цветы- разрезные картины.
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю отправиться на экскурсию. А на каком транспорте мы поедем – отгадайте загадку:
Что за чудо синий дом, окна светлые кругом
Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус).
1-е задание:
По билетам- геометрические фигуры- сколько их- нарисовано- такой номер места (дети находят свои места)
Вопросы ко всем детям: Какое место он занял.
Все разместились, можно отправиться в путь. Чтобы скучно не было, отгадаем загадки
2-е задание:
1. Сколько солнышко на небе.
2. Сколько лап у медведя.
3. Сколько ног у курицы.
4. На березе яблоки растут, на каждой ветке по 3 яблока.
Ребята, мы и не заметили, как приехали в деревню. А в деревне кто нас ждет. (ответы).
Посадил дед репу. Выросла репа большая- пребольшая. Дед по осени пошел рвать репу. Тянет репу, сил не хватит, позвал бабку (дети выставляют фигуры друг за другом…после вопросы по сказке.
3-е задание:
1. Кто пришел 1,2, 3. 4 .6. 5.
2. Сколько людей тянули репу.
3. Сколько животных.
4. Что помогла вытянуть репу (дружба).
Вот что значит дружная семья, никакая работа не страшна.
4-е задание:
Посмотрите, лепестки цветов лежат. (дети собирают цветы. (целое из частей).
Ребята, отдохнем немножко. Поиграем.
Мы потопаем ногами, мы похлопаем руками
Мы киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
Руки друга мы берем.
И бегаем кругом.
Отдохнули. Едем дальше. Что-то случилось, автобус не едет. Надо поломку устранить
5 -е задание:
(раздать листы с изображением геометрических фигур) - найти лишний предмет.
-какая здесь фигура лишняя? Почему так думаешь?. (ответы детей).
Молодцы, автобус починили. Но,впереди куча камней, надо их разобрать. Вот у меня карточки: с геометрическими фигурами, с цветами символами: синий, красный, желтый.
Вопрос: На что они похожи. Ответы детей: (геометрические фигуры- круг-солнышко)
Они все разные. (раздаются карточки, каждый работает по своим карточкам, объясняя свои действия).
Молодцы! Путь свободен, пора в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что интересного мы узнали?
Ответы детей. (перечисляют что они делали).
«Работа с блоками Дьенеша»
«Работа с палочками Кюизенера»