Марина Колчанова
Консультация для педагогов «Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольников
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Французский писатель и мыслитель Жан Жак Руссо
Движение – это, прежде всего основа здоровья, оно способствует своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. А что может быть важнее, чем здоровый и счастливый ребенок, ведь каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.
Публикация «Консультация для педагогов „Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Растущий организм особо нуждается в движении. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Очень важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными факторами (замкнутым перенасыщенным пространством групп и квартир, ограничением двигательной активности на прогулках, требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п., преобладанием статичного времяпровождения (просмотр телепередач, компьютерные игры и т. д., а также генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Игра – естественный спутник в жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, потребности его в жизнерадостных движениях. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большой концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенствования, необходимый для определенного возрастного этапа развития.
При организации детской игры в ДОУ, есть три обязательные составляющие: ребенок, игровая среда и педагог.
Эффективность реализации задач и содержания физического развития детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной двигательно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Следует разделять понятия социальная среда, развивающая предметно-пространственная среда и двигательно-игровая среда.
Что такое социальная среда (среда обитания ребенка) – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении; она создает благоприятные условия для полноценного личности ребенка в процессе его обучения и самостоятельной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В плане повышения двигательного режима детей в течение всего дня в детском саду должны быть созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности: - оборудованный спортивный зал, в котором проводятся занятия по физической культуре; - спортивная площадка на территории детского сада, где один раз в неделю проводится физкультурное занятие; - для физической активности детей на участке, необходимо иметь специальный спортивный инвентарь (мячи, санки, лыжи, велосипеды и т. д.).
Двигательно-игровая среда в дошкольном учреждении рассматривается как важнейшее условие физического развития детей и является частью социальной среды. Она во многом определяет темп, характер развития и воспитания ребенка.
Двигательно-игровая среда не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой их саморазвития. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность окружения для ребенка, научить взаимодействовать, использовать элементы среды для развития двигательной деятельности.
Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится. По мнению А. В. Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре – пролог сознательных физических упражнений.
При проектировании двигательно-игровой среды, прежде всего, следует исходить из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание обращается на условия для самостоятельной двигательно-игровой деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимые движения. Несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства – группе, где много детей, мебели, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое в квартире, где места зачастую еще меньше. Нужно постараться сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.
Эффективным средством двигательно-игровой среды является подвижная игра. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.
Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно:
-Взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры
-Использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению двигательной активности (например, к игре «Семья» добавить дорожку здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река, дорога в магазин и т. п.)
-Создавать проблемные ситуации (например, в игре мальчиков в военных – разбросать цветные коврики по полу, по которым дети прыгают, как по кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и т. п.)
Важно, чтобы в распоряжении детей были игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Все предметы, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной двигательной деятельности детей, и в то же время, это средства для создания полноценных условий воспитания детей, их физического и психического развития. Правильный подбор и рациональное использование оборудования способствуют физическому развитию ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т. д. развивают координацию и ловкость.
Можно из оборудования сделать различные полосы препятствий, дорожку с «сюрпризами». Такие элементы новизны позволяют поддерживать у ребенка интерес к движению, желание заниматься физическими упражнениями, вызвать желание овладеть новыми способами движения, использования оборудования.
При создании двигательно-игровой среды, педагогу нужно учитывать, что оборудование и пособия должны быть многовариативными, легко трансформироваться, превращаясь из спортивных в игровые, занимать мало места, не загромождать полезную площадь группового помещения, должно быть размещено так, чтобы дети могли всегда подойти к нему, самостоятельно использовать как для выполнения физических упражнений, так и для игр.
Правильно подобранные физкультурные пособия в сочетании с игровыми и бытовыми предметами в окружающей ребенка среде стимулируют и обогащают его двигательную деятельность, позволяют многократно повторять различные движения, упражняться в разнообразных действиях, благодаря чему происходит развитие и совершенствование движений, дети приобретают уверенность и самостоятельность.
Создание двигательно-игровой среды не ограничивается групповой комнатой. Педагогу следует создать условия для физического развития и на прогулке. Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных творческих игр детей, необходимо иметь соответствующее оборудование, физкультурные пособия, игрушки. На игровой площадке необходимо предусмотреть свободное пространство, дорожки для бега, места для прыжков, метания, езды на велосипеде, самокате, пособия для упражнений в лазании (дуги, вышки и т. д.) тренировки равновесия (бревна прямые и наклонные, разнообразный инвентарь (скакалки, обручи, мячи, ракетки и воланы и т. д.). В зимнее время дети должны свободно пользоваться санками, ледянками и т. д.
В самостоятельной двигательной активности детей обязательно должны учитываться индивидуальные особенности. Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
Важным приемом в физическом развитии детей является внесение педагогом в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, способствующих регулированию двигательной активности детей с разной подвижностью (объединение их для совместных игр).
Из всего выше сказанного ясно, каким важным условием считается педагогически-грамотно организована двигательно-игровая среда для физического развития детей дошкольного возраста и насколько важно стремиться активизировать двигательную деятельность дошкольника.
Помните! Наличие физически-здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!