МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию»

Наталья Зоркальцева
Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление

педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению

детей с природой.

Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных

взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание

детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и

защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры

Публикация «Консультация для педагогов „Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию“» размещена в разделах

начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и

оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не

знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости,

а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые

(улыбнуться, потешатся или огорчатся, будет зависеть, каким вырастет

малыш по отношению к братьям нашим меньшим.

Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить

одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.

К. Д. Ушинский

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,

интеллекта.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний

наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень

эмоционально, как

нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша

морем

звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,

присмотреться, задуматься.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому

месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна

Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

Михаил Пришвин

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие) ;

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту

природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело

сложное.

Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети

должны быть готовы подражать каждое его движение.

Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо

отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает

не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты,

но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение

окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы

экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной

деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется

формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

Выделяют следующие группы методов :

- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание,

педагогическая оценка, вопрос и т. д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)

- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические

ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,

имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические

игровые приемы, загадки).

Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного

возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере

деятельности детей.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно

обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду

сочетается с воздействием на ребят в семье.

Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов

деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других

как на специально организованных занятиях, так и в совместной со

взрослыми и самостоятельной деятельности;

- работа с педагогами;

- работа с родителями;

- работа в социуме;

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания

состоит в использовании разнообразных форм работы.

Перечень форм экологической работы,

используемых в дошкольных учреждениях:

экологические экскурсии

уроки доброты

уроки мышления

экологические кружки

экологические конкурсы

КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"

экологические акции

обсуждение и проигрывание ситуаций

зеленый патруль

лаборатория юного эколога (эксперименты и опыты)

«Панорамы добрых дел»

ведение календарей природы

экологические выставки

экологические музеи

день (неделя) экологического творчества

экологические праздники и фестивали

экологические игры (дидактические, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.)

экологические тропы

экологические тренинги

национально-региональный компонент

экологические минутки

экологические сказки

квесты

лэпбуки

практическая деятельность в природе

проектная деятельность

творческие задания

познавательно-исследовательская деятельность

продуктивная деятельность

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного

подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, вместе с

детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей

включает комнатные растения и аквариум. При подборе растений

необходимо учитывать следующие аспекты: географический –

желательно иметь в уголке представителей разных континентов, географических зон; экологический – представлены растения,

произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, размещение растений

в природном уголке зависит именно от этих особенностей; систематический – представлены растения различных систематических групп

(папоротники, хвойные, цветковые).

При подборе видового состава животных можно учитывать аналогичные

аспекты: желательно иметь в уголке представителей разных континентов, различных сред и условий местообитания (водные, летающие и др., разных систематических групп (насекомые, рыбыЮ земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Главное – обеспечить живым объектам благоприятные условия, соответствующие их потребностям.

Экологическая комната (комната природы) – это специально

выделенное помещение для проверки занятий по экологии,

самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В этой комнате

могут находиться библиотека, коллекции, зоны обучения и релаксации, лаборатория, игровое пространство.

Зимний сад и огород – это островки живой природы, где созданы

Условия для развития у детей основ экологической культуры, воспитание

любви к живому, формирования сознания того, что человек – часть

природы.

Лаборатория – создаётся для развития детей познавательного интереса

к исследовательской деятельности и способствует формированию

научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории

предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

«Комната космоса» или «мини – планетарий» моделирует солнечную

систему, звёздное небо, возможны макеты «лунной» и «марсианской»

поверхностей и др. Здесь уместны песочницы и бассейн для игр –

экспериментов с водой, простые приборы, например, теллурий, модель –

макет телескопа, модели космических аппаратов (ракета, спутник,

корабль).

Создание развивающей среды на участке детского сада.

Участок детского сада (двор - парк) оборудуется в соответствии с

концепцией развивающей предметной среды и обеспечивает

содержательную,

экологически ориентированную деятельность детей.

Здесь уместны как традиционные так и нетрадиционные объекты, центры, тематические и видовые площадки различных многофункциональных

направлений:

игровые центры, площадки, навесы, беседки, павильоны, дворики;

спортивно – игровое пространство;

плескательный бассейн;

метеорологическая площадка;

сад, огород, цветники, теплица;

озеленение

парковые ландшафтные композиции

участок нетронутой природы

уголок леса, лесная поляна, другие природные сообщества

сад редких растений, дендрарии

сад хвойных растений

газоны

альпийская и мексиканская горки

розарий;

цветочные часы;

аптекарский или фитогород

водоём для содержания водных растений и животных

участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми

деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими

растениями для привлечения насекомых и дополнительным

оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.)

мини ферма или голубятня

экологическая тропинка

малые формы парковой скульптуры из природного материала и др.

Самое главное в экологическом воспитании личная убежденность педагога,

умение заинтересовать, пробудить у детей, родителей желание любить,

беречь и охранять природу

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов» Задачу заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения состоит в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных.

Консультация «Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Нестандартные формы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста 2 слайд Экологическое образование дошкольников – это.

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.

Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с музыкальными профессиями Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный.

Презентация «Формы и методы реализации программы по духовно-нравственному воспитанию как направление инновационной работы» На современном этапе в связи уже с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость обновления.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию патриотизма у дошкольников» Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию патриотизма у дошкольников».Реализацию задач по краеведению в ДОО осуществляется.

Консультация для педагогов «Формы работы по организации работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию»
Опубликовано: 31 января 2018 в 11:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зоркальцева (УИ 674088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД