Наталья Зоркальцева
Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление
педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению
детей с природой.
Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных
взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание
детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и
защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры
Публикация «Консультация для педагогов „Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и
оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не
знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости,
а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые
(улыбнуться, потешатся или огорчатся, будет зависеть, каким вырастет
малыш по отношению к братьям нашим меньшим.
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К. Д. Ушинский
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,
интеллекта.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний
наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень
эмоционально, как
нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша
морем
звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,
присмотреться, задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому
месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Михаил Пришвин
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело
сложное.
Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети
должны быть готовы подражать каждое его движение.
Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо
отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает
не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты,
но и её понимание и познание.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение
окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной
деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется
формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Выделяют следующие группы методов :
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание,
педагогическая оценка, вопрос и т. д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)
- собственно-практические (обращение к опыту детей, практические
ситуации, поисковые действия, обследование)
- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,
имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические
игровые приемы, загадки).
Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного
возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере
деятельности детей.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно
обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду
сочетается с воздействием на ребят в семье.
Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов
деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других
как на специально организованных занятиях, так и в совместной со
взрослыми и самостоятельной деятельности;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа в социуме;
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания
состоит в использовании разнообразных форм работы.
Перечень форм экологической работы,
используемых в дошкольных учреждениях:
экологические экскурсии
уроки доброты
уроки мышления
экологические кружки
экологические конкурсы
КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"
экологические акции
обсуждение и проигрывание ситуаций
зеленый патруль
лаборатория юного эколога (эксперименты и опыты)
«Панорамы добрых дел»
ведение календарей природы
экологические выставки
экологические музеи
день (неделя) экологического творчества
экологические праздники и фестивали
экологические игры (дидактические, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.)
экологические тропы
экологические тренинги
национально-региональный компонент
экологические минутки
экологические сказки
квесты
лэпбуки
практическая деятельность в природе
проектная деятельность
творческие задания
познавательно-исследовательская деятельность
продуктивная деятельность
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, вместе с
детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей
включает комнатные растения и аквариум. При подборе растений
необходимо учитывать следующие аспекты: географический –
желательно иметь в уголке представителей разных континентов, географических зон; экологический – представлены растения,
произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, размещение растений
в природном уголке зависит именно от этих особенностей; систематический – представлены растения различных систематических групп
(папоротники, хвойные, цветковые).
При подборе видового состава животных можно учитывать аналогичные
аспекты: желательно иметь в уголке представителей разных континентов, различных сред и условий местообитания (водные, летающие и др., разных систематических групп (насекомые, рыбыЮ земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Главное – обеспечить живым объектам благоприятные условия, соответствующие их потребностям.
Экологическая комната (комната природы) – это специально
выделенное помещение для проверки занятий по экологии,
самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В этой комнате
могут находиться библиотека, коллекции, зоны обучения и релаксации, лаборатория, игровое пространство.
Зимний сад и огород – это островки живой природы, где созданы
Условия для развития у детей основ экологической культуры, воспитание
любви к живому, формирования сознания того, что человек – часть
природы.
Лаборатория – создаётся для развития детей познавательного интереса
к исследовательской деятельности и способствует формированию
научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории
предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
«Комната космоса» или «мини – планетарий» моделирует солнечную
систему, звёздное небо, возможны макеты «лунной» и «марсианской»
поверхностей и др. Здесь уместны песочницы и бассейн для игр –
экспериментов с водой, простые приборы, например, теллурий, модель –
макет телескопа, модели космических аппаратов (ракета, спутник,
корабль).
Создание развивающей среды на участке детского сада.
Участок детского сада (двор - парк) оборудуется в соответствии с
концепцией развивающей предметной среды и обеспечивает
содержательную,
экологически ориентированную деятельность детей.
Здесь уместны как традиционные так и нетрадиционные объекты, центры, тематические и видовые площадки различных многофункциональных
направлений:
игровые центры, площадки, навесы, беседки, павильоны, дворики;
спортивно – игровое пространство;
плескательный бассейн;
метеорологическая площадка;
сад, огород, цветники, теплица;
озеленение
парковые ландшафтные композиции
участок нетронутой природы
уголок леса, лесная поляна, другие природные сообщества
сад редких растений, дендрарии
сад хвойных растений
газоны
альпийская и мексиканская горки
розарий;
цветочные часы;
аптекарский или фитогород
водоём для содержания водных растений и животных
участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми
деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими
растениями для привлечения насекомых и дополнительным
оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.)
мини ферма или голубятня
экологическая тропинка
малые формы парковой скульптуры из природного материала и др.
Самое главное в экологическом воспитании личная убежденность педагога,
умение заинтересовать, пробудить у детей, родителей желание любить,
беречь и охранять природу