оксана высоких
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
кому язык распутства люб,
пусть помнит, что с лихвой получит
от них все то, чему их учит.
С. Бранд
Это стихотворение средневекового поэта очень ярко характеризует воспитание в современной семье.
Публикация «Консультация для педагогов „Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья – такой и вырастет в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Гендерное воспитание в семье состоит в целенаправленном создании условий способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта; формирование гендерной культуры личности.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая помощь ребенку и его семье в вопросе гендерного воспитания представляется нам наиболее актуальной.
Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т. к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и воспитателя детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
В работе с семьей можно выделить основные цели:
- способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников;
- создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ;
- повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания;
- своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей, полоролевая социализация дошкольников;
Работа с семьей включает следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
- проведение опросов, анкетирование, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Работа с семьей должна вестись систематически. Родителей надо активно приобщать к педагогическому процессу; информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, стенгазет. Вся работа должна строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:
- расширение знаний о развитии ребенка;
- возможность понимания своего ребенка;
-совместную деятельность родителей и ребенка.
Главная цель всех мероприятий в группе – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семье – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Большинство родителей, начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания дошкольников. Их стали интересовать проблемы нравственного, патриотического, эстетического воспитания мальчиков и девочек, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям своего народа. Многие родители стали создавать дома условия для всестороннего воспитания, полоролевой идентификации.
«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному. Но обязательно очень любить!» (В. Д. Еремеевой нейрофизиолог, нейропсихолог).