МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста»

ОЛЬГА ЧАЩИНА
Консультация для педагогов «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста»

Консультация для педагогов на тему:

«Методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста»

Чащина Ольга Владимировна

Учитель- логопед

МБДОУ «Детский сад № 86»

г. Каменск – Уральский, Свердловская область

Ранний возраст является одним из важных этапов развития ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах

В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с ребенком, которое становится важнейшей предпосылкой становления речи. В раннем возрасте происходит интенсивное развитие речевой активности у детей, поэтому важно в этот период научить ребёнка самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речь.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной.

Ранний возраст является периодом быстрого и интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка.

Речь становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.

Увеличивается число детей, имеющих нарушения речи, связанные с уменьшением объема «живого» общения и отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны взрослых.

Уровень речевой и познавательной культуры в обществе значительно снижен.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений. Важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, развивать ее, способствуя полноценному развитию ребенка.

Для стимуляции речевой активности и речевого общения детей раннего возраста в игровой и предметно - практической деятельности используются специальные методы и приёмы направленные на:

• формирование мотивации и побуждения ребенка к речевой деятельности;

• совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (эхопраксии) и речевому подражанию — эхолалии;

• развитие психологической базы речи: восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;

• формирование номинативного, предикативного, и атрибутивного словаря, обеспечивающего минимальное общение;

• формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи;

• формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);

• профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего возраста, подбираются исходя из задач по развитию речи.

Формой организации детей могут быть специально организованные занятия и деятельность в различных режимных моментах. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы:

• наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т. д. ;

• наблюдения в природе;

• экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д. ;

• рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы:

• дидактические игры и упражнения;

• пальчиковые игры; хороводные игры;

• игры – драматизации;

• инсценировки;

• игры – сюрпризы;

• игры с правилами.

Словесные методы:

• чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;

• чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Приемы стимулирования речевой деятельности детей раннего возраста

Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ. Например:

– Что я взяла? – Катю.

– Что это такое? –Катя.

– Что положила на кроватку? – Катю.

Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п. При этом, важно говорить медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла?», «Я вижу куклу»,

«Кукла в коляске».

Параллельный разговор.

Данный прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», педагог как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Используя данный прием взрослый помогает ребенку освоить ситуативную речь. Он состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость, а временно становится «глухим», непонимающим. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а взрослый понимаем, что нужно ребенку в данный момент и дает ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение непонятливостью взрослого, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

Распространение.

Следуя данному методу, педагог продолжает и дополняет все сказанное ребенком, но не принуждает его к повторению – вполне достаточно того, что ребенок слышит взрослого. Например: Ребенок говорит: «Суп». Взрослый отвечает: «Суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, взрослый постепенно подводит его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и готовит его к овладению связной речи.

Использование малых форм фольклора является эффективным приемом в работе с детьми раннего возраста.

Использование потешек, приговоров, народных игр, игровых песенок в совместной деятельности с детьми раннего возраста доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: «Ладушки – ладушки…», «Идет коза рогатая…», и др. Важное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослыми. Устное народное творчество способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их педагог может использовать и на занятиях по развитию речи, и в режимных моментах.

Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.

Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие, способствующие выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

Выбор.

Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

Поручения.

Педагог обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».

Опосредованное общение.

В процессе игры или ухода за куклой, животными взрослый побуждает ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности «забыли» положить лист бумаги или карандаш, вынуждают ребёнка просить недостающее - проявлять речевую инициативу.

Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса - предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать такую игру педагогу следует с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал действия педагога, предложить ему загадать для него действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры - пантомимы и игры -имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Педагогу следует чаще предоставлять ребенку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика) стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми по развитию ручной умелости - «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие, стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Настольно-печатные игры: «Большой– маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную речевую деятельность детей.

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно - развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой, крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста»
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 14:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. Праздник ожидания весны. Беседа «Ранняя весна»

Во многих регионах России календарное начало весны не совпадает с фактическим. Однако световой день все равно прибывает и чувствуется приближение весны. Учим дошкольников узнавать ее приметы!

1 марта. День кошек в России. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

1 марта мы отмечаем День кошек в России. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД