МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Организация и проведение занятий по рисованию в детском саду»

Анна Тожина
Консультация для педагогов «Организация и проведение занятий по рисованию в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятия рисованием требуют специального педагогически продуманного оборудования. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий — доски, мольберты, подставки и т. д. ; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и другое,

Оно должно быть практичным, удобным, безопасным для ребенка, помогать достигнуть хороших результатов при минимальной затрате сил.

Публикация «Консультация для педагогов „Организация и проведение занятий по рисованию в детском саду“» размещена в разделах

В начале каждого учебного года каждый воспитатель должен просмотреть, что из оборудования имеется в наличии, а что нужно дополнительно приобрести. Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в определенном порядке и хранится в уголке изобразительной деятельности.

При любых условиях педагогический процесс должен быть полностью оснащен всем необходимым оборудованием.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня. Процесс рисования, лепки и аппликации связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей, второй младшей, средней группе и 2-3 раза в неделю в старшей и подготовительной группах, и их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны.

Дети первой младшей группы приучаются к рисованию постепенно. Через две недели после организации группы воспитатель в одиночку или небольшими группами, постепенно привлекает к процессу все большее количество детей. Вначале продолжаются 5-7 минут, потом удлиняются до 10-15 минут.

В других возрастных группах ведутся регулярные общегрупповые занятия в течение всего года. Во второй младшей и средней группе – 20-25 минут, в старшей и подготовительной группе 30-35 минут.

Подготовка занятия.

Подготовка к занятию начинается с составления плана. Воспитатель определяет тему и программный материал, обдумывает какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. Подготовка занятия включает в себя подготовку материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя.

Подготовка материала:

Материал нужно готовить накануне, а иногда и еще раньше. К подготовке материла постепенно привлекать детей.

1. Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами и ее надписывание.

Бумага нарезается различной формы и величины, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т. п., в зависимости от того, что дети будут изображать. Надписываются листы до занятия на оборотной стороне, в левом верхнем углу, пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, дата проведения занятия.

При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской.

2. Подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия. Разлив приготовленных красок в чашечки и установка их в палитры. Все краски во флаконах нужно проверить и при необходимости залить водой. При приготовлении красок накануне занятия нужно в каждую из них добавлять чайной ложкой воду и размешивать щетинной (клеевой) кистью до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны. Для того чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком. Для занятий с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой, смоченной в воде.

3. Проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой. Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см. ниже верхнего края горла банки. В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Можно ставить несколько баночек на один стол, чтобы дети по мере загрязнения воды могли ее менять.

4. Проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом). Необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, позже предлагать в открытой коробке; со средней группы карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старшей и подготовительной группе используют 18-24 цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.

Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушивания кистей, подставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом занятия.

5. Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:

а) подбор натуры или модели;

б) приготовление образца;

в) материал для показа приемов рисования (бумага, большая кисть, краски).

Образец следует сделать заранее, на том же материале, которым будут выполнять работы дети, но большего размера, чем детские, в пределах от 1,3 до 1,5 размера детской работы.

Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, сопровождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в движениях не должно быть ничего лишнего. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.

Слова, с которыми педагог обратится к детям, должны быть просты и точны. Текст обращения отрабатывать очень четко, чтобы в нем были только необходимые, направляющие слова. Поэтому рекомендуется, продумав весь ход занятия и свое обращение к детям, записать его, а спустя некоторое время просмотреть запись и, может быть, заменить некоторые слова более точными и образными, что-либо несущественное вычеркнуть и т. д.

Организация занятий.

Целесообразно закрепить за каждым ребенком свое постоянное место. Детей маленького роста сажают за передние столы, а более высоких рассаживают сзади. Исключение делается для детей с ослабленным зрением – их сажают за передние столы, невзирая на рост.

Чтобы быстрее запомнить место каждого ребенка, воспитатель рисует для себя схему расположения столов и подписывает имя каждого ребенка на ней. Раз в полугодие следует производить новое распределение мест, так как дети растут неравномерно.

За 6-местный стол сажать только 4 детей. При посадке за 6-местные столы стулья нужно ставить таким образом, чтобы они прикасались к ножке стола. За двухместный стол нельзя сажать 3-4 детей.

Дежурство на занятиях сочетается с самообслуживанием детей во всех возрастных групп. Самообслуживание следует вводить со второй младшей группы (принести для себя коробку для карандашей или подставку с кисточками). В подготовительной группе каждый ребенок должен сам себе готовить рабочее место и полностью его убирать. Начиная со второй половины года в средней группе, дети привлекаются к дежурству по подготовке к занятиям. В обязанности дежурных входит подготовка материалов к занятию вместе с воспитателем на общем столе. Воспитатель четко планирует, что в каждой группе сделает ребенок сам, что делает дежурный. Постепенно обязанности дежурного и каждого ребенка усложняются.

Так, детям 4—5 лет можно поручить раскладывать кисти в подставки, а детям 5—6 лет — наливать в банки воду для промывания кистей, составлять некоторые цвета красок и т. д. В подготовительной группе эту нагрузку можно увеличить, предлагая детям проверить карандаши в коробках, починить сломанные и т. д.

Организация процесса занятия :

1. вступительная часть – указания воспитателя, беседа с детьми.

2. руководство процессом выполнения работы детей.

3. заключительная часть – просмотр и оценка детских работ (анализ после окончания работы или после прогулки, начиная со средней группы).

Материалы и оборудование на занятиях по рисованию :

1. Мольберт или доска для крепления образца или картинки. Можно иметь навесные стенды, которые навешиваются на шкафы только на время просмотра рисунков. Мольберт для демонстрации образца располагается так, чтобы свет на него должен падать слева или справа, чтобы все показываемое было хорошо видно. При расстановке столов в два ряда, мольберт располагается по оси прохода на расстоянии примерно 2 м. от передних столов. Если три ряда, то поставить по оси среднего ряда на расстоянии не менее 2,5 м.

2. Силиконовые коврики для рисования на рабочее место для каждого ребенка.

3. Специальные палитры для подачи красок (тарелочки). По окончании занятий краска сливается обратно в банки или флаконы, а палитры и баночки тщательно промываются губкой с мылом в раковине или в тазу. На шестиместный стол ставится две палитры, а на двухместный -1.

4. Краски на каждого ребенка. Для рисования применяют два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные — гуашь.

Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.

Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.

Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках). Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом.

Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).

Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок).

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4—6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.

Со средней группы необходимо сочетать цвета. Воспитатель смешивает цвета накануне занятия – во флаконах или небольших банках до состояния жидкой сметаны (0,1 и 0,2 л.). Утром разбавленные краски разливаются в баночки для детей перед завтраком. В подготовительной группе используются акварельные краски 12 цветов и чашечки для разведения и смешения красок. Краски нужны в разных количествах. Иметь дополнительные цвета тех, которые быстро расходуются.

5. Кисти для каждого ребенка. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом — колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1—8 — тонкие, № 8—16 — толстые.

Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12—14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

6. Подставки для кисточек на каждого ребенка.

7. Бумага разных размеров, формы и цвета на каждого ребенка. Сюжетный, многофигурный рисунок при выполнении красками лучше размещается на большом листе. Для рисования небольшого предмета (осенний лист) используется маленький лист бумаги.

Бумага в основном мягких, приглушенных тонов: светло-серая, светло-и темно-голубую, зеленую, розоватую, желтоватую и т. д. Больше всего используется белая бумага, пористая, слегка шероховатая, альбомные листы, офисная бумага, писчая бумага для рисования карандашом. Грубая, сероватая бумага, глянцевая бумага не подходят.

Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист — он соответствует размаху детской руки. Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата.

8. Цветные карандаши на каждого ребенка должны быть мягкими (от 2М до 6М) и с удобной крышкой, которая должна полностью откидываться. В первой младшей и второй – набор карандашей из 6 цветов, а в остальных группах – 12 цветов. Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах — из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней — из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.

В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши. Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25—30 мм и обнажают графит на 8—10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).

Со средней группы дети должны укладывать карандаши в коробку в определенном порядке по спектру. Цветные карандаши надо хранить в педагогическом уголке и выдавать только на занятие. В подготовительной группе дети могут сами точить карандаши. Во всех возрастных группах должны быть простые графитные карандаши.

9. Мягкая тряпочка для каждого ребенка для осушения кисти. Тряпочки делаются из старого материла, размером 10 на 15 см. (5 на 20) и для работы складываются вчетверо или вшестеро виде подушечки, в которую путем прикладывания спускается лишняя вода из ворса кисти. Ни в коем случае нельзя допускать вытирания детьми кистей, так как они от этого портятся. Хранятся тряпочки в специальной коробке, куда аккуратно складываются детьми.

10. Банки емкостью 0,5 л. Количество банок с водой на столе соответствует количеству палитр на 6-местном – две банки, на 2-местном-одна).

11. На столе у детей также должны быть салфетки для вытирания рук.

12. 3-4 губки, мыло и полотенце для мытья оборудования.

Расположение на столе:

На 6-местном:

Два набора красок, две банки с водой. Н каждого ребенка по правую руку подставка, на которую кладется кисточка. Индивидуальные тряпочки для осушения кисти лучше положить непосредственно около банки с водой, чтобы вода не капала на стол, а сразу впитывалась тряпкой. В процессе работы тряпочки не берутся детьми в руки, и кисточки лишь прикладываются к ним для удаления лишней влаги.

На двухместные столы ставится один набор красок и одна банка с водой, подставка с кисточкой – справа от каждого ребенка, тряпочки кладутся также около банки с водой или около подставок.

Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).

Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.

В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка.

В младшей группе в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы с небольшими ограничениями: вместо глины — предлагается пластилин.

Список использованной литературы:

1. Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л. П. Тарасовой. М., 1982 г.

2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М. : Творческий центр СФЕРА - 2004 - 463с.

3. Комарова Т. О. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество. - М. : Педагогика. - 1990. - 281с.

4. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду под ред. Н. П. Сакулиной., 1971 г.

5. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М. Просвещение – 1991 г.

6. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение - 1982 - 318с.

Публикации по теме:

Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителейКакую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителей Покупая своему ребёнку обувь для занятий физкультурой в детском саду, многие родители,иногда не задумываются о том, какую именно обувь лучше.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду»Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Консультация для педагогов «Организация и проведение зимних прогулок» Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха.

Консультация для родителей «Организация домашних занятий по рисованию»Консультация для родителей «Организация домашних занятий по рисованию» Художественную деятельность в домашних условиях следует организовать соответствующей предметно-пространственной средой. Родителям рекомендуется.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период»Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Кружок «Весёлая анималистика». Фотоотчет занятий по лепке и нетрадиционному рисованию в детском садуКружок «Весёлая анималистика». Фотоотчет занятий по лепке и нетрадиционному рисованию в детском саду . В прошлом году в младшей группе я вела кружок "Веселая математика", в этом году в средней группе " Веселая анималистика", т. е. рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация и проведение занятий по рисованию в детском саду»
Опубликовано: 8 августа 2021 в 15:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация и проведение занятий по рисованию в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Тожина (УИ 2435309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД