Ирина
Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проведение и организация артикуляционной гимнастики»
Проведение артикуляционной гимнастики
Публикация «Консультация на тему: „Проведение и организация артикуляционной гимнастики“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
В процессе предварительного логопедического обследования обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. С целью развития фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения).
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, объединения простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название.
Таким образом, необходимо проводить разъяснительную работу о важности проведения гимнастики. Очень важно, чтобы дети запоминали названия упражнений.
Проведение дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика – это система упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечения различных заболеваний.
Дыхательная гимнастика по В. В. Гневушеву повышает экономичность внешнего дыхания, кровообращения, увеличивая резервы этих систем.
Благодаря дыхательной гимнастике ребенок плавно и легко выполняет артикуляционную гимнастику, без толчков, подергиваний. Дети учатся дышать через нос, что позволяет овладеть более сложными видами упражнений. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Необходимо использовать зевание, так как это упражнение стимулирует не только гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Таким образом, очень важно постоянно проводить дыхательную гимнастику совместно с артикуляционной для всестороннего развития ребенка.
Статические и динамические упражнения
Статические упражнения Способы выполнения
1. «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
2. «Чашечка» Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
3. «Иголочка» Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
4. «Горка» Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
5. «Трубочка» Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 15 раз.
Динамические упражнения Способы выполнения
1. «Часики» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к правому уху, так левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15-20 раз.
2. «Лошадка» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно тянуть подъязычную уздечку. Проделать 10-15 раз.
3. «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба.
4. «Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз.
5. «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
6. «Змейка» Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр» Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
8. «Катушка» Кончик языка упереть в нижние и передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» впереди и убирать в глубь рта. Проделать15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается назад.
Таким образом, при подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообрзуясь с артикуляцией фонем, учитывать особенности органов артикуляционного аппарата ребенка.
Методические указания к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы ярко окрашены.
Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Работа организуется следующим образом :
1. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, и используя игровые приемы.
2. Логопед показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а логопед проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона и упражнения служат для ее укрепления. В этом случае практикуются движения с нагрузкой, то есть с преодолением сопротивления.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требуют от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.
Таким образом, эффективной логопедической работы артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является содержание благоприятных условий.
Список литературы
1. Беккер К., Совак М. Логопедия. – М. : Просвещение, 1981. – 103 с.
2. Генинг Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. –
3.
4. Чебоксары, 1980. – 134 с.
5. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. – Краснодар: ДТД, 1991. – 17 с.
6. Основы логопедии. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
5. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, 2006. – 103 с.