Светлана Голдырева
Консультация для педагогов «Проведение гимнастики пробуждения после сна по методике Н. Н. Ефименко»
Ни для кого не секрет, что гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психиче-ское и эмоциональное воздействие. Выполняя комплекс упражнений на кровати, дети постепенно переходят из фазы расслабления в фазу напря-жения, что соответствует естественной биологической последовательности развития человека. Обязательное условие гимнастики пробуждения является исходная стартовая поза – лёжа на спине, руки вдоль туловища, тело расслабленно и спокойно. Эта поза, выбрана не случайна, все позы и движения подчиняются законам филогенеза, т. е. историческому становлению животного мира и человека, как части этого мира: от лёжа к стоя, от расслабления к напряжению.
Публикация «Консультация для педагогов „Проведение гимнастики пробуждения после сна по методике Н, Н, Ефименко“» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Есть обязательные моменты при проведении гимнастики пробуждения, это музыкальное сопровождение и ласковый голос педагога, которое выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей.
В течение месяца музыка не меняется, а упражнения выполняются разными сказочными героями, и только через 1 – 1,5 месяца музыкальная композиция и комплекс упражнений заменяются полностью. Это необходимо для того, чтобы у детей выработался рефлекс пробуждения.
Стоит отметить, что пробуждение после дневного сна проходит индивидуально, т. е. в зависимости от типа нервной системы.
Схема оздоровительной гимнастики после сна
- Гимнастика в постели;
- Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;
- Дыхательная гимнастика;
- Индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;
- Водные процедуры.
Н. Н. Ефименко предлагает три ступени сложности гимнастики пробуждения :
1. «По подражанию» - самый лёгкий, простой уровень для детей, когда они просто повторяют за воспитателем все его движения и упражнения. Применяется в начале, при ознакомлении с данной формой работы, освоении детьми последовательности двигательных действий.
2. «Самостоятельный» - но с необходимой помощью воспитателя дети выполняют соответствующие тексту движения и упражнения, демонстрируя освоенные раннее умения и навыки.
3. «Полное самовыражение» (свободный стиль) – самый зрелый, сложный и заключительный уровень. Здесь дети самостоятельно, без участия воспитателя, создают свою двигательно-музыкальную композицию, полностью выражая своё понимание музыки и движений.
На какой бы ступени сложности гимнастики пробуждения наши дети не находились, алгоритм один:
- звучит музыка 1-1,5 мин. (время на индивидуальное пробуждение)
- начинаем будить детей нежным голосом, зовя их в сказку, предлагая лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, глаза закрыть и пред-ставить… (релаксация)
- комплекс гимнастики от лёжа к стоя, но без ходьбы, бега и прыжков
И последнее, в качестве темы гимнастики пробуждения мы используем знакомые детям сказки, сказочных героев, животных и т. п.
Во время гимнастики пробуждения ребёнок занимается по собственной воле; если сегодня у него нет желания качать головой как «часики», есть мёд как «мишка», барабанить в барабан как «зайка», то завтра он обязательно будет ждать момента пробуждения, ведь мы снова отправимся в неизвестный удивительный мир сказки.