Консультация для педагогов «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников»

Давыдюк Светлана Анатольевна
Консультация для педагогов «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Еткульский детский сад «Золотой ключик»

Консультация для педагогов на тему: «Проблемно- игровые методы логико- математического развития дошкольников»

Выполнила воспитатель: Давыдюк

Светлана Анатольевна

Еткуль 2019

Игровые методы (в общем понимании как способы достижения цели игровыми средствами) являются сегодня наиболее популярными. Преимущество таких методов доказано. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.

Игровой метод рассматривается как игровая форма взаимодействия педагога с детьми. Познавательные задачи при этом реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, игры (театрализованной, ролевой, развивающей).

Развивающие, дидактические, сюжетно – дидактические и другие игры можно считать эффективным средством обучения и развития ребёнка. Им присущи элементы диалога (сотрудничества на уровне «взрослый – ребёнок, «ребёнок- ребёнок») и игрового тренинга (выполнение действий, решение познавательных задач по алгоритмам).

Логико – математическое развитие невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно – игровые методы. При их использовании ребёнок не ограничен самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок; проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.

Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряжённую мыслительную деятельность, им интересны логико – математические игры.

При использовании проблемно – игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребёнка. Последний вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимого умения – осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребёнок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого 9частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д).

Проблемно – игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Заботой взрослого должно стать обеспечение активности ребёнка в деятельности. Достигается она прежде всего через:

- мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);

- участие ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

- выражение сущности этих действий в речи;

- проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных;

- использования экспериментирования, решение творческих задач и их реконструирование с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификация и др.) и применения их в разных видах деятельности.

Взрослый способствует достижению ребёнком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; использует интересные для ребёнка упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.

Проблемно- игровые методы логико – математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств:

- логические и математические игры;

- проблемные ситуации, задачи, вопросы;

- творческие ситуации, задачи, вопросы;

- экспериментирование т исследовательская деятельность;

- логико- математические сюжетные игры.

Цель использования проблемно – игровых методов- развитие у детей познавательной активности, интеллектуально- творческих способностей. Проблемно- игровые методы успешно реализуются при условии:

- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

- обеспечения детской активности в поиске решения;

- стимулирование детской активности.

В настоящее время широко используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объёмное моделирование; комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. Задачи использования этих игр следующие:

- освоение детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счёта, классификации, сериации и др. ;

- накопление логико- математического опыта (осведомлённости ребёнка);

-развития мышления, сообразительности, смекалки.

Содержание логико – математического развития детей дошкольного возраста включает:

- свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве);

- отношения (подобия, порядка, части и целого);

- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.).

Деятельность ребёнка в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс преобразования деятельности включает:

- осознание способа выполнения;

- проговаривания способа выполнения;

- нахождения нового способа выполнения;

- перенос способа в условия новой ситуации.

В каждой из игр ребёнка сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата или ответа на какой либо вопрос, например: «Что от чего зависит?», «Как поступить в данной ситуации?» и др.

Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Взрослый играет с ребёнком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как он воспринимает сущность игры; осознаёт, владеет ли он действиями сравнения, обобщения, измерения, классификации, умением устанавливать связи зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Педагог ориентируется на положение о том, что источником активности каждого ребёнка является уровень развития у него математических представлений, освоения им средств познания, овладения способами познания. Опыт становится источником познания, ребёнок совершенствует его в специально организованной предметно- игровой среде, в которой созданы условия для развития детской самостоятельности.

В такой деятельности ребёнок не копирует действия взрослых, а группирует, составляет «коврики», раскладывает, заселяет, «домики», соотносит, считает, измеряет. Он, следуя игре собственного воображения, совершенствует опыт познания, создаёт свои ситуации, развивает заданный сюжет, внося в него познавательные задачи, адресованные игрушкам, мнимым участникам игрового действия.

Требования организации игр определены С. А. Шмаковым:

- отсутствие принуждения;

- развитие игровой динамики (от малы успехов к большим);

- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

По мере освоения игр (совместно со взрослым и в самодеятельности) ребёнок переходит к участию в них на более высоком уровне. Это, как правило, вновь возникающие игры или успешно играющими в них детьми. Отличием от игр на более раннем этапе являются внесения ребёнком изменений в сюжет, проявление элементов творчества, преобразование хода поиска ответов, более яркая эмоциональная насыщенность игры.

Результатом освоения ребёнком игр становится развитие у него интереса к познанию («Хочу всё знать!», к участию в играх, как индивидуальных, так и коллективных. Заявление ребёнка «Хочу новую игру!», «Хочу играть!», «Хочу играть по- другому!», «Хочу играть с…»(называет сверстника, хорошо владеющего игрой, «Давай ещё поиграем!», «Жалко, что так мало…» свидетельствуют о наличии у него устойчивого интереса. Значит, у ребёнка развивается умение думать, осознавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Ребёнок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

Условно можно выделить три этапа в освоении ребёнком игр:

1) Игры со взрослыми и сверстниками (совместные);

2) Игры на уровне проявления самодеятельности;

3) Игры со сверстниками и взрослыми на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно – игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умением формулировать собственные мысли (предложения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации – способствовать развитию творческих способностей ребёнка.

В проблемной ситуации для маленьких детей всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо важна совместная со взрослым деятельность детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действия, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структура проблемной ситуации включает проблемные вопросы. Они могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности. Например, вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей, расположению в пространстве, количественному значению и т. д. Взрослый может, например, задать такой вопрос: «Как распределить все блоки по трём обручам (отдельно расположенным в пространстве?» Дети предлагают варианты ответов (рассортировать блок по цвету, по форме, по размеру).

В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи – шутки (и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекают активно, с опорой на наглядность. Например, на столе лежат две красные палочки, между ними чёрная. Педагог задаёт вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы чёрная полочка стала крайней, не трогая её?».

Недлительное экспериментирование, включённое в проблемную ситуацию, становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её; усиливает практическую направленность. К примеру, детям из 5 палочек (розовой, красной, сиреневой, бордовой и оранжевой) нужно составить лесенку. Сначала они высказывают свои предложения о вариантах построения лесенки (односторонняя со ступенями справа, односторонняя со ступенями слева, двусторонняя со ступенями слева и справа и др.).

Проблемная ситуация разрешается поэтапно:

1) Осознание и принятие проблемы;

2) Высказывание детьми предположений;

3) Практическая проверка предположений;

4) Обоснование рационального способа решения проблемной задачи.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространства и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должен следовать вопрос педагога: «А что будет, если?.». Подобные приёмы способствуют повышению интереса к проблеме, инициативности.

Для сюжетной логико – математической игры, специально сконструированной для детей, характерны игровая направленность деятельности; насыщенные проблемными ситуациями, творческими задачами; наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с логическим становлением). Например, во время постройки «дома» (игра»Логический домик») ребёнок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это могут быть связи сходства или отличия по окраске, форме, назначению, принадлежности. Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).

Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребёнка. Естественно, можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей дошкольников. К ним относят настойчивое стремление ребёнка:

- прогнозировать результат;

- активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно;

- устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически;

- оперировать образами, использовать схемы и простейшие модели;

- получить результат (собрать, соединить, измерить, проявить инициативу и творчество);

- изменить ситуацию.

Для сюжетной логико – математической игры характерны:

- наличие завязки сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии;

- наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

- выделение существенных и несущественных свойств;

- овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

- игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

- наличие ситуации обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

- возможность повторения логико – математической игры, усложнения содержания включённых в игру интеллектуальных задач;

- общая направленность на развитее инициативы детей.

Организация и проведение сюжетных логико – математических игр

Первый этап. В предметно – игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.

Второй этап. Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:

- осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

- овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследую, сравнивают, группируют и классифицируют;

- обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.

Третий этап. Подводятся итоги, которые обычно представлены:

- анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико – математической игры;

-акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико – математической игры;

- установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;

- созданием воображаемой ситуации по мотивам логико – математической игры.

Исследовательская деятельность и экспериментирование

Исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально- творческой деятельности и включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развитие ситуации.

Главный путь развития исследовательского поведения ребёнка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. По мнению многих исследователей, именно в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Детское экспериментирование, по мнению А. Н. Подьякова, - это активно- преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребёнок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направления деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребёнок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться достичь их. Так происходит усложнение и развитие действий целесбразования.

В процессе результатов исследовательской деятельности выступают:

- новая информация о строении и свойствах новых, только что образованных групп объектов, связях между группами объектов, способах перегруппировки и т. п;

- освоение детьми исследовательских умений (анализировать ситуацию, прогнозировать развитие через выдвижение гипотезы, организовывать опыты с целью проверки, формулировать выводы);

- познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремлённость и настойчивость, продуктивное общение со сверстниками).

Творческие задачи, ситуации и вопросы

Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения представления будут сформированы. Например, творческая задача «Нарисуй кошку, не рисуя её» предполагает в качестве одного из вариантов решения рисование какой – либо части, по которой можно догадаться о целом.

Ю. Г. Тамберг отмечает, что существуют определённые трудности в выборе задач для детей. Если задача простая – ребёнку скучно, если сложно – он отказывается её решать. Существует несколько уровней трудности задачи. Первый: ребёнок может решить задачу самостоятельно. Второй: самостоятельно решить задачу ребёнок не может, только с помощью наводящих вопросов. Третий: ребёнок не может решить задачу, но может понять ход решения и ответ. Четвёртый: ребёнок не может ни решить задачу, ни понять ход решения и ответ. Следует предлагать задачи первых уровней сложности, причём задачи третьего уровня нужно решать в совместной деятельности детей и педагога. Таким образом, ребёнок обретает уверенность в своих силах и смелость в постановке целей. Кроме того, он получает удовольствие от общения со взрослым.

Творческая задача «Как нарисовать солнце, если наш карандаш умеет рисовать только квадрат?» может быть через осознание структуры многоугольников: чем больше углов, тем больше фигура похожа на круг. Это задача третьего уровня для шестилеток. Можно предложить решать её практическим способом: множество квадратов накладывать друг на друга или же выстраивать из них замкнутую в круг линию.

Результатом включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будут развитие у детей (и взрослых) творческих способностей; уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях; развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувства юмора; получение удовольствия от умственного труда и общения.

Формы организации детской деятельности зависит от вида и назначения игры, мотивации, степени овладения познавательными действиями.

Логические блоки и полочки Кюизенера – отличные дидактические средства для развития творческой инициативы ребёнка. Например, детям предлагаются игровые упражнения, в которых требуется: придумать правила построения дорожек, расселения фигур в домиках; догадаться, как увеличить лесенку, составленную из цветных полочек Кюизенера; нарисовать картину «Зимний лес»; составить новый силуэт и др.

Преимущественно самостоятельно и инициативно, в виде самодеятельности, дети осваивают настольно – печатные игры, игры – забавы, логические и математические головоломки, занимаются экспериментированием. Естественно, что в каждом конкретном случае возможно сочетание самодеятельности и совместного со взрослым конструирования системы игровых действий. Взрослый мотивирует деятельность детей; создаёт положительное настроение; вызывает стремление находить способы решения, отгадывать и догадываться, включаться в коллективное решение игровых задач.

В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы решения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиск и построения ответов на вопрос. Для этого взрослый организует тематические мини – ситуации, игровые ситуации, тренинги, развлечения и вечера досуга (в том числе совместные с родителями).

Все перечисленные методы и приёмы обучения и развития детей в логико – математической деятельности интегрируются исходя из целей, содержания, возрастных возможностей детей, уровня освоения ими практических действий и мыслительных операций.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-dlja-pedagogov_01un2.pptx | 137,83 Кб | Скачан: 0
 
Публикации по теме:

Математический планшет как одно из средств логико-математического развития дошкольников 1 слайд Добрый день! Уважаемые коллеги, я рада сегодня для вас провести Мастер – класс на тему: «Математический планшет – как одно из средств.

Игровые методы обучения дошкольников Игровые методы обучения дошкольников. Игра — это естественный путь обучения маленьких детей. Рассматривая проблему взаимосвязи игры и.

Игровые методы обучения младших дошкольников основам ПДДИгровые методы обучения младших дошкольников основам ПДД Безопасность жизнедеятельности являлась базовой потребностью человека во все времена. Однако в наши дни изменился состав основных угроз.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 17:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 декабря. День поделок из ваты на МААМ

Из всех подручных материалов для творчества трудно найти что-либо более похожее на снег, чем вата. Поэтому вата и ватные диски получили такое широкое распространение при создании творческих поделок на...

8 декабря. Международный день художника

Живописцы, окуните ваши кисти! Ведь сегодня в России отмечается ваш...

Час доброты «Пусть в душе сохраняется свет» (к Международному Дню инвалидов)
День инвалидов – это не праздник. Это – своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями....
Детский мастер-класс «Снеговик» (старший дошкольный возраст)
Мастер-класс по аппликации выполнен Анжеликой и Александрой. Назначение:Для украшения комнаты к новогодним праздникам Материал для выполнения...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Куклы на прогулке» с детьми ОИН в младшей группе
Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек....